Ключевой вопрос на встрече Байдена и Путина, если она состоится 16 июня, – Украина. Этот аспект определяет устройство мира на ближайшие десятилетия, аналогично тому, как на встречах в Ялте в конце Второй мировой войны главным конфликтом была Польша. Рузвельт и Черчилль на Ялтинском съезде подвели итог, сдав в руки Сталина Польшу и практически половину Европы, что предопределило мировой порядок с 1945 по 1989 годы.
У них, правда, не оставалось большого выбора. Само слово «Ялта» тогда стало символом капитуляции Запада перед политической волей и военной мощью советского диктатора. Сегодня, спустя 75 лет, оно звучит как неадекватное требование кремлевского лидера к США: «Дайте мне новую Ялту, зону моих исключительных интересов и доминирование на всем постсоветском пространстве». Российская власть явно не по адресу просит решения своих геопсихологических проблем. Кремль не способен осознать, что их проблема не в англосаксах, которые якобы им мешают, а, прежде всего, в самих себе. Никто из соседей не станет покорно соглашаться на «зону в их грёбаную Ялту».
Поэтому российская агрессия в Украине захлебнулась уже в условиях отсутствия серьезной поддержки со стороны Запада. Ментально Украина ушла от Москвы навсегда. Упустив прошлой осенью шанс предстать перед белорусским гражданским обществом как избавитель от диктатора, Кремль навсегда потерял Беларусь. В Закавказье сегодня наблюдается Азербайджан, ставший частью НАТО, и настроенные против Кремля Грузия и Армения. Турция, впервые за последние 150 лет, укрепила свои позиции у Северного Кавказа и на Каспийском побережье. А Казахстан и Средняя Азия в контексте новой Ялты даже неприлично упоминать.
Какую же Ялту собирается обсуждать Путин с Байденом? Он считает, что демонстрация военной силы и угроза масштабного вторжения в Украину уже стали его «победой». Называющий его «убийцей» президент США предлагает встречу как «руководителю великой державы». Несмотря на все провалы на постсоветском пространстве, Путин продолжает считать себя Смотрящим по району, воспринимая Байдена как Решалу из соседнего квартала, с которым можно обсудить пограничные вопросы за спиной носителей этих вопросов.
Однако Байден приходит на встречу как Лидер Запада, представляющий Свободный Мир, в который входит и Украина, с единой, как он подчеркивает, unwavering позицией по Украине. Байден действительно инициировал эту встречу, но прежде всего для того, чтобы в прямом общении, исключающем недопонимание, четко объяснить Смотрящему, какую огромную цену (политическую, экономическую, военную) ему придется заплатить за дальнейшее вторжение в Украину.
В лучших традициях Путин будет отрицать наличие таких намерений, одновременно требуя плату за отказ от них. Женева станет не Ялтой 2, а Мальтой 2, обсуждением условий почетной капитуляции СССР/РФ уже не в Третьей, а в Четвертой мировой войне.
Наиболее последовательно философию путинской Четвертой мировой войны озвучил военный преступник, бывший премьер ДНР генерал-майор кандидат в депутаты ГД РФ от «Единой России» Бородай: «Границы Русского Мира значительно шире границ Российской Федерации. Я выполняю историческую миссию во имя русской нации, суперэтноса, скрепленного православным христианством. Так же как на Кавказе, я борюсь на Украине против сепаратистов, на этот раз не чеченских, а украинских. Потому что есть Россия, великая Россия, Российская империя, и теперь украинские сепаратисты, которые находятся в Киеве, борются против Российской империи». Умри, Бородай, лучше не скажешь!
Платформа Новой Ялты сформулирована с запредельной откровенностью. Но не приходило ли им в голову, что в подобной системе геополитических координат они сами являются сепаратистами, изменившими Великой империи Чингиз-хана и династии Юань? Об этом уже основательно задумываются вежливые желтые люди в Пекине. Но это уже история следующей, Пятой мировой войны.