Кабальный и коррупционный характер очередного контракта, заключенного в Пекине 21 мая, был замечен многими аналитиками. Важно отметить, что подобная сделка не является изолированным событием, а скорее кульминацией многолетнего процесса передачи территорий Дальнего Востока и Сибири в «зону жизненного пространства» КНР. Как указывало Министерство регионального развития РФ в подготовленном им в 2009 году документе «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока», главной угрозой региону является превращение этой территории в источник энергоносителей и сырья для стран АТР.
Несмотря на предостережения экспертов, высшее политическое руководство страны на протяжении многих лет неуклонно реализует эти угрозы, фактически превращая Дальний Восток и Восточную Сибирь в источник ресурсов, но не «для стран АТР», а в первую очередь для одной из них. Эта страна часто демонстрирует свои военные возможности вдоль нашей границы, что вызывает серьезные опасения.
В 2009 году российское руководство пошло на экономические уступки и подписало соглашения, которые китайская сторона добивалась на протяжении многих лет. Тогда президент Ху Цзиньтао и Дмитрий Медведев подписали в Кремле контракт на двадцать лет на поставку 300 млн тонн нефти, стоимость которого составила 100 млрд долларов. Учитывая стоимость строительства нефтепровода, реальная цена для России окажется значительно ниже и, вероятно, убыточной. Тем не менее, вице-премьер Игорь Сечин поспешил объявить эту сделку «справедливой», хотя для него и других нефтетрейдеров она, возможно, оказалась даже выгодной.
Этот шаг стал первым в превращении Российской Федерации в сырьевой придаток Китая. Однако Медведев не остановился на этом и подписал с Ху Цзиньтао 23 сентября 2009 года в Нью-Йорке еще одно соглашение — «Программу сотрудничества на 2009–2018 гг. между регионами России и северо-востока Китая», включающую более 200 проектов. Россия передала в совместную разработку природные месторождения, что позволит Китаю наладить производство важных ресурсов на своей территории, создав рабочие места для китайских рабочих, а не для местного населения.
Сразу после подписания программы в Китае была создана госкомпания для инвестиций в сельское хозяйство, что предполагает аренду и куплю российской земли. Китай, таким образом, получил все необходимое — долгосрочную лицензию на использование стратегически важной территории, вместе со стабильными поставками ресурсов.
Сделка 21 мая по газу окончательно подтвердила стратегическую победу, достигнутую в классических традициях китайского военного искусства — без применения силы. Теперь правила игры устанавливаются исключительно по китайским канонам. Неудивительно, что заместитель председателя КНР Ли Юаньчао на круглом столе в рамках Петербургского международного экономического форума предложил создать единую экономическую зону между российским Дальним Востоком и севером Китая, подчеркивая взаимодополняемость двух стран.
Последний раз аналогичное предложение поступало от Мао Цзедуна, который в 1949 году, подписывая Договор о дружбе с СССР, столкнулся с недовольством Сталина. Видимо, через 65 лет китайцы решили, что «северные варвары» наконец готовы к подобному сотрудничеству.
Ключ к успеху в подходе Китая заключается в умении понимать психологию другой стороны, подчинять ее волю, использовать ее слабости и идеологемы. Именно это наблюдается в ситуациях с Тайванем и Кремлем, где китайские лидеры опираются на внутренние противоречия российской власти.
Чтобы сохранить присутствие России в Тихом океане, населению необходимо осознать себя народом, а власти — предложить общенациональные ориентиры и задачи. Однако вызывает сомнение, способны ли нынешние руководители, по своему собственному определению «продажные чиновники», решать столь важные вопросы, учитывая их историю личного обогащения и предательства интересов государства. Они уже «слили» Советский Союз и создали экономику, ориентированную на собственную выгоду.
Сейчас, стремясь передать Восточную Сибирь и Дальний Восток в китайскую зону, российская элита уклоняется от ответственности за судьбу региона, продолжая говорить о модернизации и демонстрировать «кузькину мать» в международной политике. Как отмечает аналитик Александр Лукьянов, одно из мотивов принимаемых в Кремле решений может быть желанием российской власти получить гарантии сохранения своей власти, осознавая, что при смене руководства новые власти могут пересмотреть условия «сотрудничества», которые явно выгодны только Китаю.