Групповой полет воздушных шаров — это и с земли зрелище восхитительное, а уж из корзины — тем более. / Алексей Дуэль / АиФ
Детская загадка: что произойдет с воздушным шаром, если в корзине один молится, другой активно фотографирует, а третий делает какие-то странные движения вокруг газового баллона?
Ответ: Шарокрушение
Когда руководитель небольшого агентства, где я тогда трудился, сделал «предложение, от которого невозможно отказаться», — полетать с ним на фестивале аэростатов в Переславль-Залесский — беды ничего не предвещало. Ранее у меня был опыт одного полета на воздушном шаре в качестве пассажира, титул «граф Федоровский» (всем, кто поднимался в воздух на аэростате, присваивают дворянское звание) и самые приятные воспоминания об этом. А тут — древний город, Плещеево озеро и все такое вместо недели работы. Почему бы и нет?
Экипаж собрался довольно интересный. Наш шеф, он же пилот Сергей Александрович, мужчина лет пятидесяти, изящного телосложения и строгого облика. Старшим помощником был возрастной коллега Николай: высокий, очень худой, но с большой бородой. И 27-летний я в роли штурмана. Время: август 2009 года. Место: Переславль-Залесский.
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль
Стартуем все
На фестивале участвовали два десятка шаров. С вечера заселились на турбазе, познакомились и довольно рано разошлись по своим комнатам: первый полет завтра на рассвете.
Утром колонной машин выдвинулись на открытое пространство. Предводитель фестиваля запустил специальный черный воздушный шарик с гелием, долго следил за его полетом, чтобы определить направление ветра на различных высотах, и, проведя брифинг, объявил точку старта и предполагаемый район финиша. В качестве штурмана отметил оба места на карте, даже провел линию между ними. Снова загрузились в машины и поехали на просторную поляну, откуда ветер дул в нужном направлении.
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль
Сбросили корзину из кузова пикапа на землю, вытащили оболочку шара, разложили на земле, и, пока пилот устанавливал газовое оборудование, стали задувать в нее воздух специальным вентилятором — все строго по инструкции. Когда наш шар стал напоминать гусеницу, завалили корзину, прикрепили стропы, зажгли горелку и стали нагревать воздух в оболочке.
Хотя все делали правильно и не мешкали, в какой-то момент я оглядел поляну: все готовы, только нас ждут.
— Давайте быстрее, — крикнул пилот. — Чего медлите! И веревки подберите, чтобы не запутались!
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль
Наконец, воздух в оболочке нагрелся до нужных 90 градусов — именно при такой температуре шар может подняться, — аэростат оторвался от земли, перевернул корзину дном вверх и попытался взлететь с одним пилотом на борту. Хорошо, соседи заметили неладное, быстро схватили какую-то свисавшую с борта веревку и привязали ее к фаркопу стоявшего рядом джипа.
— Вы, это, осторожнее, — кинули они нам на прощание и убежали к своим воздушным судам. Мы с Николаем тоже поспешили забраться в нашу корзину.
Аэростаты пыхнули горелками и один за другим начали подниматься ввысь. Мы тоже. Правда, забыли отцепиться от джипа, но кто-то на земле вовремя заметил нашу оплошность и быстро исправил. Летим!
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль
Урок физики
В корзине аэростата стандартно находятся три газовых баллона, два с разных сторон подключены к горелке, третий ожидает своего часа в стороне. Он резервный, когда до него доходит черед — продолжать полет нельзя, только осторожно приземляться.
Такая «газовая схема» необходима по одной простой причине. Газ, выходящий из баллона, по всем законам термодинамики, расширяется и поглощает тепло. При этом вентиль, которым шланг прикреплен к баллону, соответственно, перемерзает, и открутить его реально только спустя некоторое время, когда он отогреется. Переключение между двумя основными емкостями с газом осуществляется задвижкой, прикрепленной под горелкой. Она свободно перемещается при любых условиях. То есть, отработал первый баллон, заслонкой переключаешь горелку на второй и спокойно летишь, присматриваешь место для посадки. К тому времени, когда газ снова начнет заканчиваться, вентиль на первом баллоне оттает, и его можно спокойно поменять на третий, резервный. Так должно быть. В теории.
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль
И еще: любое тело, поднятое над землей, обязательно вернется обратно. А вот грохнется или аккуратно приземлится — это зависит исключительно от человека, особенно если он на этом теле вздумал летать.
Падшие воздухоплаватели
Групповой полет воздушных шаров — это и с земли очень красивое зрелище, а уж из корзины — тем более. Да еще и антураж замечательный. Время — около семи утра, земля под нами только просыпается, а мы мерно проплываем над домами, огородами, дорогами, храмами, магазинами. В основном в небе тихо, только временами горелка громко фыркнет, подогревая воздух в оболочке, и снова наступает благодать.
Я фотографировал. Прилип к видоискателю фотоаппарата и снимал все подряд: и пейзажи, и соседние шары, и редких людей со смешно задранными головами внизу. Затем поднялись повыше, метров на 500, виды стали просто грандиозные.
— Знаете, я, наверное, должен был вам еще на земле сказать: это мой первый самостоятельный полет, — вдруг каким-то неожиданно тревожным голосом произнес пилот. — Мы, когда спешили, забыли прикрутить второй шланг к горелке и оставили его в машине. А теперь у нас закончился газ, и я не могу открутить шланг от баллона. Попробуйте вы, что ли…
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль
Попробовали — не получилось. Еще раз попробовали — точно никак.
— В общем, у меня для вас три новости: одна плохая и две хорошие, — продолжил пилот. — Плохая: мы падаем. Первая хорошая: скорость падения аэростата — как у десантного парашюта — 5 метров в секунду. А вторая: у нас есть одно спасательное средство на борту — тридцатиметровый фал.
— А фал-то нам как поможет? — удивился я.
— Если на дереве застрянем, можно будет спуститься вниз.
— Или пилота-неудачника повесить, пока высота позволяет, — кажется, я сказал это вслух.
Отдохнуть до смерти. Шар с российскими туристами рухнул в Дубае Подробнее
А дальше ничего особенного не происходило: летели точно так же, как и до этого, только горелка не фырчала, и высота потихоньку уменьшалась. Николай упал на колени и усердно молился Господу (никогда не замечал его в такой набожности), пилот безрезультатно пытался открутить примороженный вентиль, а я снимал хроники падающего аэростата. Когда еще такой сюжет получится запечатлеть? Сначала ветер нес шар на шпиль какой-то огромной антенны, но мы проскочили мимо. Далее пошли частные дома. Об крышу одного из них нас боком корзины и приложило. Оттуда отбросило в огород на грядки с картошкой. Ветер затянул полусдутую оболочку на соседний заброшенный участок, накрыв ей заросли крапивы и малины.
Фото: АиФ/ Алексей Дуэль
Выкатился из корзины, смотрю: сам цел, спутники — тоже. Ну и хорошо, побежал гасить купол, благо, одежда не позволяла крапиву и кусты особо не замечать. А пилот пошел разбираться с хозяином дома, который был совсем не рад проснуться от нашего стука в крышу.
…Нам повезло: потери от крушения оказались только материальными: очень небольшую сумму принял в компенсацию хозяин дома, в который мы врезались, и еще надо было зашить порванную при падении оболочку. Пропустив один полет из-за ремонта, остальную программу фестиваля мы откатали. Тоже с приключениями: то забрались слишком высоко и улетели совсем не туда, где нас должны были забрать, то чуть не снесли линию электропередач, то при посадке загнали корзину в такую яму посреди поля (откуда она там только взялась!), что потом пятью экипажами еле вытащили…
В заключительный полет я идти отказался, потому как, если столько раз подряд повезло, то, наверное, хватит эксплуатировать свою удачу. Вместо меня пилот взял своего сына-подростка. Их попытка завершилась примерно на пятой минуте: парень начал истерить в воздухе, и Сергей Александрович поскорее закончил полет. Как ни странно, совершенно благополучно.
Фестиваль воздушных шаров в Катаре
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
Фестиваль воздушных шаров в Катаре
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com