Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36. Маршал окончательной Победы 03/09/2025 Сюжет Наше старое кино Андрей Петров сотрудничал с советскими и российскими звёздами. На изображении (слева направо): режиссёр Георгий Данелия, певец Николай Расторгуев, композитор Андрей Петров и режиссёр Эльдар Рязанов. www.globallookpress.com
«Когда я впервые с ним встретился, он сыграл мне эскизы к фильму «Берегись автомобиля». Я был сильно разочарован! С таким композитором я не хотел работать. И вдруг меня осенило: он просто плохо играет. Другой человек сел к инструменту, исполнил всё то же самое. И это вызвало у меня полный восторг», – вспоминал о первом знакомстве с композитором Андреем Петровым классик отечественного кино Эльдар Рязанов.
Автор музыки к таким фильмам, как «Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», появился на свет 95 лет назад, 2 сентября 1930 года. «Стать известным с таким именем и фамилией невероятно сложно, нужно обладать большим талантом…» – говорил о нём тот же Рязанов. Но Андрей Петров этого достиг. И найти ему равного крайне сложно.
«Истинный мастер»
Возможно, рядом с Андреем Павловичем можно упомянуть его земляка, композитора Шостаковича. Гений Шостаковича был столь величественным, что Анна Ахматова вручила ему свой сборник стихов, сопроводив его такой надписью: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».
Но примерно так же отзывались об Андрее Петрове его современники, такие как режиссёры Эльдар Рязанов и Георгий Данелия. И поэтому эти слова можем повторить и мы с вами всякий раз, когда пересматриваем фильмы «Служебный роман» или «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» или «Берегись автомобиля». Для нас звучит именно та эпоха Андрея Петрова. Эти фильмы невозможно отделить от его музыки: стоит услышать несколько нот, и сразу становится ясно – ага! Это тот момент, когда Калугина бьёт зонтиком Новосельцева под чудесную музыку и слова: «О вы, хранящие любовь, неведомые силы…» Или тот самый момент, когда молодой Никита Михалков идёт по метро и поёт: «Над лодкой белый парус распущу, пока не знаю с кем…» Или момент, когда барин Сергей Паратов (в исполнении уже состоявшегося Михалкова) выводит: «Мохнатый шмель на душистый хмель…
Не менее важны и слова. Ведь авторами текстов к этим песням были мировые классики Роберт Бёрнс и Редьярд Киплинг, а также отечественный автор хитов Геннадий Шпаликов. Но всё же на первом плане стоит музыка Петрова. Судите сами: в фильмах «Берегись автомобиля» и «Осенний марафон» песен нет. Только музыкальные темы. Но как только звучат несколько нот – узнавание обеспечено. Эльдар Рязанов вообще считал вальс из фильма о «благородном воре» Юрии Деточкине одним из лучших вальсов, созданных в СССР. А то, что вышло с музыкальной темой из «Осеннего марафона», лучше всего проиллюстрировать выражением Гёте: «Лишь в ограничении познаётся мастер». Георгий Данелия говорил, что изначально он заказал Петрову полтора часа музыки, но «в процессе монтажа я стал убирать, убирать, убирать музыку – и в конце концов она осталась только на начальных и заключительных титрах и в середине…» Эти фрагменты достаточно, чтобы понять: музыку написал гениальный человек. И темой из этого фильма на советском телевидении стали сопровождать вечерний прогноз погоды, а это уже высшая степень признания.
«Художественный свист»
Неудивительно, что случались моменты, когда мелодия Петрова затмевала сам фильм, как это произошло с дебютной лентой Данелии «Путь к причалу». Кто помнит, о чём она? А вот песню-вальс Петрова на стихи Григория Поженяна со словами «уйду с дороги, таков закон – третий должен уйти» поют до сих пор. Виктор Конецкий, автор сценария и одноимённой повести, по которой и был снят фильм, даже выражал недовольство: «Единственная современная трагедия, попахивающая Шекспиром, испорчена композитором Андреем Петровым и поэтом Поженяном. Они сочинили популярную песню с художественным свистом. Чтобы заставить человека вспомнить трагедию, мне приходится напоминать о песне…»
Этот момент заставляет ещё раз задуматься о схожести профессиональных путей двух композиторов ХХ века – Шостаковича и Петрова.
Если кто-то считает первого исключительно симфонистом, то это большое заблуждение. Дмитрий Дмитриевич сам много работал для кино. Причём иногда с теми же результатами, что и Петров. Действительно, кто помнит содержание второго звукового фильма отечественного кино «Встречный»? А вот бодрый марш Шостаковича, начинающийся со слов: «Нас утро встречает прохладой», поют до сих пор.
Другое дело, что у Шостаковича была принципиально иная школа. Но тоже, как ни странно, связанная с кино. С 16 лет он был вынужден подрабатывать тапёром в «электротеатрах», как тогда называли кинозалы, создавая музыкальное сопровождение к немым фильмам.
Композитор Андрей Петров. 1978 год. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров
Яркая индивидуальность
Кстати, Шостакович выделял молодого Андрея Петрова среди прочих. Известны его слова: «Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах. Андрей Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью…
Менее известен факт, как именно Шостакович в 1963 году продвигал кандидатуру Петрова на пост председателя Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР, преодолевая не столько бюрократические препятствия, сколько сопротивление самого кандидата.
Тот отказывался: «Я больше известен как композитор-песенник, а для руководства нашей организацией нужен композитор, известный своей симфонической, камерной музыкой…» И получил от мастера прекрасный ответ: «И что же? Нам теперь ждать, пока вы напишете это своё симфоническое произведение?»
Петрова выбрали на эту должность. А год спустя он создал свою «Поэму для органа, труб, фортепиано и струнных». И показал её Шостаковичу. Это был очень большой риск. «Поэма» была посвящена памяти жертв блокады Ленинграда, а мировую славу Шостаковичу, как известно, принесла его Седьмая симфония, известная как «Ленинградская».
После прослушивания поэмы мэтр спросил: «Нельзя ли послушать ещё раз?» «Этот вопрос великого музыканта был для меня ценнее всяких слов, – вспоминал потом Андрей Петров. – Я знал, что деликатный Шостакович очень часто отделывался от просьб композиторов послушать их произведения общими вежливыми фразами».
Вместо эпилога
Два композитора в одном
А впереди были монументальные оперы «Пётр Первый» и «Маяковский начинается», балеты «Сотворение мира» и «Мастер и Маргарита», которые заставляют думать, что композиторов Петровых было всё-таки два.
Вот как сказала об этом балетмейстер и солистка Большого театра Наталия Касаткина: «Андрей Петров недооценён как автор балетов, опер и запредельно прекрасной симфонической музыки. Музыки гениального, истинно русского композитора. Получилось так, что его не менее гениальные песни заслонили собой всё остальное. Петров заслонил собой Петрова».