Я убеждён, что успех цивилизации определяется не техническим прогрессом, а гуманитарным. Показатель её развития — это не мощность машин, которые она может создать, а то, как сильнейшие представители цивилизации относятся к её слабейшим. Это поднимает вопрос о значении понятий “сильнейший” и “слабейший” внутри цивилизации. Например, шкала цивилизаций Кардашева, которая оценивает развитие по объему используемой энергии, мне кажется неудачной. Гуманитарный уровень развития ощутим гораздо больше, чем технологический. Технологическим благам быстро привыкаешь, гуманитарный прогресс же первичен, так как при любом уровне технологического развития можно проявлять как гуманизм, так и жестокость, свободу или тоталитаризм.
20-й век был ярким примером этого принципа. Я хочу обратить внимание не только на явные примеры отсутствия гуманитарного прогресса, но и на те, которые демонстрируют его наличие. Особенно интересны “низовые” инициативы, оказывающие влияние на глобальную повестку. Недавний разговор о значимости антивоенных фестивалей и демонстраций вдохновил меня на размышления, ведь такие мероприятия не всегда приводят к прекращению конкретных военных действий, против которых они направлены.
Я хочу рассмотреть две известные антивоенные инициативы, которые происходили почти одновременно: выступления хиппи против войны во Вьетнаме в 1967 году и демонстрация советских диссидентов против ввода советских танков в Чехословакию в 1968 году. Поразительная синхронность этих событий требует отдельного анализа, но в рамках этого текста я сосредоточу внимание на тех ценностях, которые они воплощают.
Критически важной особенностью этих выступлений является их призыв к прекращению насилия на другом конце Земли. Проявлять активность против войны, которая приближается к твоему дому, достаточно очевидно — любой человек, вне зависимости от своих убеждений, выйдет на улицу с оружием в руках или с плакатом. Однако протест против насилия, происходящего далеко и не влияющего на твою жизнь в практическом смысле, — это действие, исходящее из ценностей, которые предполагают осознание всего мира как своего дома. Для многих “свой дом” заканчивается за пределами квартиры, возможно, подъезда, города или страны. Рассмотрение всей Земли как своего пространства ответственности — это показатель гуманитарных ценностей и расширение зоны своей ответственности.
Это также можно увидеть в контексте деления людей на “они” и “мы”, что успешно конструируется пропагандой разных стран, когда представители другой культуры становятся недостойными защиты или сочувствия. Протест против войны, которая приближается к собственному дому, не разрушает эту логику. В большинстве случаев пропаганда акцентирует внимание на сюжете “враг у ворот”. Однако именно переход к защите ценностей в другой точке мира, не оказывающей практического влияния на нас, демонстрирует гуманитарный уровень цивилизации и её способность расширять пространство ответственности до всей планеты.
Теперь, в чем же смысл таких демонстраций, которые, казалось бы, не приводят к прекращению конкретных военных действий? Дело в том, что остановка войны не меняет логику системы, хотя это является желаемым результатом, уменьшающим страдания. В долгосрочной перспективе именно действия, направленные на изменение ценностей и разрушение логики “мы-они”, приводят к результатам. Знаменитый лозунг демонстрации 1968 года “За вашу и нашу свободу” иллюстрирует эту идею.
Что касается современности, то война не является единственной угрозой, это лишь один из глобальных вызовов. Военные кризисы тесно связаны с другими проблемами, такими как барьер сложности систем в условиях иерархического управления, кризис идентичности, вызванный новыми технологиями. Кроме того, в дискуссиях об образах будущего, необходимых для решения глобальных вызовов, вновь возникают споры о соотношении идеалов и методов, которые, казалось бы, 20-й век должен был разрешить, но они продолжают повторяться. Все эти факторы я считаю актуальными причинами многих войн и конфликтов.
Поэтому я планирую посетить антивоенный фестиваль No More War в Швеции в августе этого года. Этот фестиваль — инициатива, направленная на объединение людей на основе ценностей мира вместо эскалации напряженности и роста милитаризации в Балтийском регионе. Мы не против конкретной военной коалиции или страны — будь то НАТО или Россия. Фестиваль демонстрирует возможность другой логики действий: кооперация вместо геополитической конкуренции, договороспособность вместо конфликтов, осознанное отношение к общему будущему вместо эскалации противоречий.
Это также пространство совместного обучения, экспериментов, выстраивания связей и поиска глубоких смыслов. Фестиваль сочетает в себе музыку и образовательные семинары, развлечение и обучение, искусство и совместный опыт. Палаточный лагерь, костры и природа как контекст, музыка, танцы и телесные практики как инструменты объединения на уровне ценностей и понимания себя и других. Мастер-классы, семинары, кинопросмотры и ролевые игры — все это составляет наш общий путь образования и изменений. Мы будем рады идти по этому пути вместе с вами.
Подробнее о фестивале.