Люди, всерьез интересующиеся происходящими в обществе процессами, периодически сталкиваются с различными теориями заговоров. Конспирологи видят корень всех бед в мировом правительстве, приближении планеты Нибиру или происках Ротшильдов и Рокфеллеров. Многочисленные заговорческие концепции присутствуют в фоновом режиме в социальной матрице, периодически напоминая о себе, при этом численность приверженцев подобного книжного мусора подчас просто пугает.
Внутренняя суть конспирологии — отказ от действия. Внешние силы признаются столь могущественными, что любая попытка сопротивления им заведомо считается фарсом. Конспирологу страшно жить — все СМИ куплены, все политики подконтрольны, люди зазомбированы, поэтому можно ничего не делать, гордо задрав нос. Часто такая ненависть переходит в обожествление. Например, антисемиты, осыпая проклятьями сионистов, на самом деле преклоняются перед Великим Евреем, который всегда обманет, всегда получит свой гешефт и всегда выйдет сухим из воды на шее русского Ваньки.
Авторы основных заговорческих теорий — обычно люди состоявшиеся, статусные, имеющие неплохие дивиденды от распространения своего болезненного бреда. Другое дело — идеологи рангом пониже, транслирующие мысли своих гуру. Здесь раскрывается бездна человеческих патологий: академики несуществующих академий, профессора кислых щей, атаманы без войска и генералы без армии с невероятным пафосом выбрасывают в общество шизофрению про Бильдербергский клуб или план Даллеса.
Теория заговоров стала настоящим трамплином для неудачников. Кухонные интеллигенты, не сумевшие реализовать свои амбиции, находят отдушину в разоблачении происков закулисы. Дело не пыльное, ведь для осыпания проклятий в адрес мирового правительства не нужно поднимать пятую точку с дивана, чем-то рисковать, выходить из зоны комфорта. Впрочем, конспирологи любят напустить туман важности на свою персону — их якобы преследуют ФСБ, бесконечно кто-то прослушивает или облучает, разводит невероятные козни.
Отдельная сфера теории заговоров, захватившая умы молодых, это различного рода «выживальщики». Парни и девчонки, начитавшись фантастических книг про постапокалипсис и третью мировую войну, наигравшись в Fallout, принимаются за подготовку к действиям в мире после гибели цивилизации. Пожалуй, это что-то чуть более адекватное, чем верить в пришествие рептилоидов.
Тем не менее, «выживальщики» — заведомые пораженцы. Они отказываются от попыток остановить ожидаемую ими гибель России здесь и сейчас ради ролевых игр в лесу, где можно нарядиться в камуфляж, набить рюкзак тушенкой, после чего за распитием водки у костра обсудить Припять или книги Глуховского про метро. Субкультура «выживальщиков» — это имитация самцовости, попытки комнатных мальчиков обрести мужское, воинское начало, не имеющее отношения к деятельности в реальном мире.
Естественно, в понимании таких людей угрожающее русскому народу НАТО или экспансия транснациональных корпораций — настолько неизбежная и необратимая вещь, что попробовать сопротивляться им здесь и сейчас — заведомо тупиковый путь. Это крысиная позиция — ожидать гибели Родины, цинично предвкушая хаос, который образуется на осколках РФ.
Еще одна категория конспирологов — сторонники нынешней власти, которые пользуются теорией заговоров для объяснения проблем в стране. Согласитесь, не легко поддерживать правящий режим, видя там и тут провалы и поражения. Выход из ситуации — свалить все на могущественное «скрытое управление». Скажем, олимпийский факел конфузно гаснет на каждом углу и даже взрывается в руках факелоносцев. Изготовители, допустившие промахи и распилившие выделенные бюджетные деньги, конечно, не важны, а виноваты во всем подконтрольные олигархам СМИ, раздувающие истерию.
Лучшее оружие против заумников — рациональное логическое мышление. Если что-то не так (во дворе, в городе, в стране), то виноватых надо поискать в пределах видимости, не слишком усложняя механизмы принятия решений. На самом деле люди наверху — в общей массе такие же обыватели со своими комплексами и примитивными алчными интересами. Наполеоны среди них повывелись. Многие конспирологи сильно бы удивились, насколько банальные и просты в реальности многие ответы на сконструированные в их головах вопросы. Впрочем, дефицит смелости не сможет компенсировать никакая железная логика.