Остановиться, оглянуться на КРЯКК. Часть 3 (или Ярмарка как руководство к чтению)

Да-да, рассердилась страшно на почтенную даму, жительницу Красноярска, заявившую, что Ариадна Цветаева из их краев. Не поэтому рассердилась. Да, отбывала ссылку в Туруханске, после реабилитации в 55-м уехала. Спустя десятилетие, вместе с подругой Адой Федерольф, дружба с которой началась еще в 49-м в Рязанской тюрьме и продолжалась до последних дней Ариадны Сергеевны, они в шестидесятые годы вернулись по туристической путевке в Туруханск, чтобы увидеть и запомнить свое бытие и житие. Сколько раз в письмах повторялось, что навигация только с середины июня до середины сентября, и надо успеть подготовиться к зиме: дрова, съестное.

Компанию некогда ссыльным составила Анна Саакянц, без преувеличения посвятившая всю себя исследованию жизни и творчества Цветаевой. На мою реплику о том, что «никогда дочь Цветаевой фамилией матери не пользовалась, она была дочерью своего отца!», почтенная дама-филолог настаивала на словосочетании «Ариадна Цветаева». Тут-то я «замкнула слух» (простите, последние два слова ахматовские).

Московский дом-музей Цветаевой недавно представил на КРЯККе вышедшую книгу «Туруханские письма. Ариадна Эфрон – Алла Белякова». В книге содержится 64 письма молодой женщины. Читая их, испытываешь грусть, порой улыбку, и возникает вопрос: за что же цветаевской дочери такая судьба? Даже слово «судьба» не подходит, «судьбина», словно «чужбина». Кто адресат писем? Молоденькая жена Вадима Сикорского, друга Георгия Эфрона, сына Марины Ивановны.

Мунира Уразова, сотрудник дома-музея Цветаевой, представляет книги Ариадны Эфрон. Именно Вадим и мама, переводчица Татьяна Сикорская, ехали в эвакуацию тем же пароходом, что и Марина Ивановна с сыном. Десять дней совместного плавания до Елабуги сблизили и мам, и сыновей. Именно у Вадима Сикорского после гибели матери ночевал Георгий (Мур). В 43-м они встретились снова в Литинституте. Письма А. Эфрон передал в музей Вадим Витальевич Сикорский.

Неприятности в Союзе писателей побудили Татьяну Сикорскую обратиться к невестке с просьбой, чтобы Алла Белякова отправляла А.С. денежные переводы и бандероли с красками, портретами вождей и т.д. А.С. в Туруханске трудилась оформителем в ДК. Вскоре совместно с издательством «Возвращение» выйдет книга, названная строкой из стихотворения Ариадны Эфрон «А жизнь течет, как Енисей», с подзаголовком «Туруханская ссылка (из писем, рассказов, стихов, записей)». Здесь будет собрано, что писали Ариадна Эфрон и Ада Федерольф о своем пребывании в Красноярском крае, увиденное одним и тем же – разными глазами.

В качестве приложения будет опубликована работа в недавнем прошлом туруханской школьницы Людмилы Котиевой, названная цитатой из Ариадны Сергеевны «Поселенская, поднадзорная». Эта работа завоевала первое место на Всероссийском конкурсе им. Вернадского, и 100 баллов были автоматически присуждены девушке за ЕГЭ. Теперь она студентка Сибирского Федерального Университета. Студентка СФУ Людмила Котиева, фото Майи Пешковой.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы