В каких-то жалких 100 км от Москвы по Киевскому шоссе расположен чудесный музей ракетных войск стратегического назначения на базе учебного центра РВСН. Посетители в огромном ангаре могут полюбоваться практически всей историей советского ракетостроения — от Р-2 до Тополя, а также увидеть учебный макет шахтного командного пункта. Правда, есть один минус: музей находится на территории воинской части, и поэтому обычным гражданам туда вход воспрещен, а сложным — допускается, но с ограничениями на фотографирование.
На открытой площадке выстроены различные автомашины РВСН. Не обошлось и без «главной» — Тополя. Отличить Тополь РТ-2ПМ от Тополь-М РТ-2ПМ2 можно легко по колесам: у первой модификации 7 колесных пар. Всё это смонтировано на шасси МАЗ-7917 — 15У168. Если в советские времена в изготовлении Тополя участвовали многие республики СССР, то в Тополь-М зарубежного производства осталось только шасси (Белоруссия, Минский завод колёсных тягачей — МЗКТ). Расход топлива на 100 км составляет 200 литров. При объеме баков в 800 литров этого хватает на 400 км. Дальше нужно ждать заправщика или, в экстренной ситуации, сливать солярку из машины обеспечения, которая следует вместе с пусковым комплексом и прочими необходимыми машинами.
Так выглядит место водителя. Правильно, меньше всего площади здесь отводится окнам (чтобы не испугаться ужасов ядерной войны). Всё очень удобно управляется, коробка автомат и так далее. Педалей всего две, тормоз давится левой ногой. Сразу за водителем сидит человек, чье имя забыл, но перед ним находится красивый телеграфный аппарат, который не разрешили фотографировать. Командир едет справа в отдельной кабинке. Зимой в шубе там очень тесно. В новой модификации Тополя этот недостаток устранили.
По-умному машина называется «Агрегат 15У168″. Соответственно, этот агрегат на базе шасси МАЗ-7917 возит ракету 15Ж58 в транспортно-пусковом контейнере. В контейнере поддерживается необходимый температурно-влажностный режим с помощью различных нагревателей, охладителей и осушителей. Твердотопливная ракета чувствительна к резким перепадам температуры, поэтому хотя она может храниться при температурах от -50 до +50, главное — не допускать резких изменений.
Не могу не упомянуть самое секретное — гирокомпас. Ранее он был настолько секретным, что смотреть на правый бок машины было запрещено. Теперь бок разглядывать можно, но компас строго зачехлен. Далее переходим к машине обеспечения боевого дежурства — МОБД, агрегат 15В148. Смонтирован на шасси МАЗ-543М и служит как электростанция для «ракетной машины» (два дизельгенератора по 30 кВт), а также обеспечивает жизнедеятельность личного состава в количестве до 10 человек. Внутри — одно четырехместное и одно двухместное купе. В такой уютной обстановке можно с комфортом ехать на позицию, с которой вы уничтожите мир.
Чтобы не крошить на простыни, для приема пищи предусмотрена отдельная столовая, где можно крошить на штабные карты и придавливать их стаканами с компотом из сухофруктов. Столовая без кухни — деньги на ветер. Поэтому отдельный отсек занимает кухня. Справа плита, слева холодильник. В холодильнике всё по полочкам, чтобы селедка с колбасой не перемешались при тряске по полям и лугам. Вообще с едой тут проблем быть не должно. Разве что не нашёл ящика для апельсинов и клубники. Вода холодная, вода горячая — всё, что пожелаешь.
Где-то в коридоре расположена электрощитовая и прибор радиационной и химической разведки ГО-27. Также в коридоре размещены сушилки и вешалки для обуви и одежды. В хвосте находится отсек с пулеметной башней и связной аппаратурой, которая, несмотря на свой 30-летний возраст, по-прежнему секретна и не подлежит фотографированию. Кстати, такую замечательную машину продают всего за 650 тыс. рублей.
Далее идут такие секретные машины, что о них даже вспоминать не хорошо. Поэтому перейдем сразу к учебным пускам. Это макет шахтного командного пункта, где офицеры тренируются в стрельбе ракетами. Сейчас как раз поступила команда произвести пуск… и ракеты улетели в США (а может и нет, хотя куда им еще лететь?). Теперь можно расслабиться, пристегнуться ремнями и ждать удара вражеских ракет (мы же не стреляем первыми, а только в ответ).
Самое красивое — экспозиция ракет, размещенная в огромном здании. К сожалению, там не разрешили снимать, так как кое-где размещены ракеты, стоящие на вооружении. Ракеты расставлены в хронологическом порядке их создания, и можно наглядно проследить, как развивалась наша мощь и инженерная мысль. К сожалению, не хватает только самой первой советской баллистической ракеты Р-1, копии немецкой Фау-2, которую в дремучие 1950-е забыли сохранить для истории. Еще из минусов — нельзя увидеть хотя бы макет ядерного заряда. Здесь представлена ложная цель, и говорят, она примерно похожа на настоящую. Также в здании построен в натуральную величину шахтный командный пункт. Высоты для двух этажей не хватило, и они размещены отдельно. Внутри также размещаются пульты для запуска ракет и проводятся тренировки курсантов. Снимать там не разрешили, хотя наши зарубежные друзья давно всё превратили в открытый музей. Зато показали жилую комнату, которая несколько отличается от увиденного ранее аналогичного объекта. И впервые я увидел, как выглядит шахтный туалет РВСН.
Особая благодарность пресс-клубу Минобороны, а также всем офицерам, прапорщикам и прочим замечательным людям, которые организовали для нас отличную экскурсию!