26 декабря 2009 года началось регулярное сообщение первого скоростного поезда «Хэсе» («Гармония») между Гуанчжоу, столицей провинции Гуандун, и Уханем, столицей провинции Хубэй. Расстояние в 1 069 км поезд преодолевает за 2 часа 46 минут, средняя скорость составляет 341 км в час. Во время пробного пуска скорость достигала 394.2 км в час. В процессе строительства этой магистрали было возведено 684 моста общей длиной 468 км и 226 туннелей протяженностью 177 км. Стоимость билета на поезд в вагоне первого класса составляет 780 юаней (114 долларов США), а во втором классе – 490 юаней (72 доллара США).
Новая дорога является лишь участком трассы Пекин – Ухань – Гуанчжоу – Шэньчжэнь, завершение которой планируется в ближайшие три года. Проектная скорость движения поездов составит 350 км/ч, а прогнозируемый объем пассажирских перевозок на этом направлении составит 80 миллионов человек в год. На новой трассе будет предусмотрено 14 станций.
Скоростная железнодорожная линия, запущенная в канун Нового года, не единственная в Китае. Уже в 2007 году началось регулярное сообщение скоростных поездов между Пекином и Тяньцзином, где скорость достигает 350 км в час. С учетом остановок расстояние в 120 км поезд преодолевает за 30 минут, с минимальным интервалом между поездами в 5 минут.
В 2010-2011 годах планируется завершение строительства скоростной железнодорожной магистрали между Пекином и Шанхаем, где расстояние между этими городами составляет 1 318 км. Предусмотрены 21 станция, проектная скорость составит 350 км в час, а время в пути сократится до 5 часов вместо текущих 10. В этом году завершается также строительство железнодорожной трассы Шанхай – Ханьчжоу, расстояние между которыми составляет 159 км, а планируемое время в пути – 38 минут.
Чтобы осознать, какой смысл вкладывается в понятие «скоростной поезд» в Китае, стоит рассмотреть участок Шанхай-Ханчжоу. По нему уже более 5 лет курсируют электрички со скоростью 200 км в час, однако в Поднебесной скоростным поездом считается состав, движущийся со скоростью более 250 км в час. Все путевое оборудование и поезда являются результатом китайской разработки и производства.
Общая протяженность железных дорог в Китае на конец 2009 года составляет 86 000 км, что ставит страну на второе место в мире. В настоящее время Китай охвачен сетью железнодорожных магистралей протяженностью 16 000 км со скоростью движения поездов свыше 160 км/ч. К 2012 году, в год президентских выборов в России, общая протяженность скоростных железных дорог Китая достигнет около 7400 км.
В октябре прошлого года в Нанкинской локомотиво-вагоностроительной компании «Пучжэнь» была выпущена первая партия скоростных подвижных составов, разработанных для Грузии. Эти три состава будут доставлены в Грузию по воде.
Самый скоростной поезд в Китае, использующий магнитную подушку, курсирует между аэропортом Пудон и Шанхаем, достигая скорости 430 км в час. По оценкам китайских специалистов, Россия, приобретая поезд «Сапсан», заплатила как минимум в три раза больше его реальной стоимости.