«Нет пророка в родном Отечестве», и к этому явлению мы уже привыкли, многие даже смирились. Не ожидаем ничего хорошего от ежегодных посланий, будь то президентское или думское. Можно на 98% предугадать, о чем в них будет сказано и вскоре предано забвению. Помните лозунг: «Удвоим ВВП!»? Удвоили. Получился двуумвират. А ведь не обманули?! Футуристические планы Максима Калашникова воспринимаются в России как красивые сказки, а в худшем случае – вызывают известный жест пальца у виска. Не входит Максим в «золотую» сотню президента, и с местом рождения у него не все в порядке. Он не питерский. Да и с мировоззрением у него тоже не все гладко, в партию «Едросов» его и на аркане не затянешь. С ностальгией вспоминает Советский Союз. О чем еще с ним говорить? Ведь ему наверняка незнакомы схемы «распила». А рвется туда же, куда уже и питерским мест не хватает, у которых к тому же дети-внуки подросли.
Хотя недавно в интернете появилась информация, что он был обласкан властью встречей с руководителем кремлевской администрации, и даже вроде бы этот благородный муж предложил Калашникову должность своего помощника. У меня сразу возник вопрос: получив высочайшее разрешение и полномочия на реализацию своих проектов, взял бы Максим этого гражданина к себе помощником? Что-то я сомневаюсь.
Так вот, пока рассеянская власть чешет репу (уже 18 лет), пока чиновники думают, где и сколько «бабла» при возможном осуществлении проектов Калашникова можно «откатить» и «попилить», в Китае идеи Максима востребованы и активно претворяются в жизнь. На сегодняшний день в Поднебесной более 1500 промышленных парков, т.н. бизнес-инкубаторов по освоению новых и высоких технологий. Не обо всех расскажешь, но о тех, которые мне известны, и где на 95% работают русские мозги (остальные 5% из СНГ), можно. Мне известны как минимум 4 таких парка:
- Китайско-российская база индустриального освоения новых и высоких технологий в г. Яньтай, провинция Шаньдун, Восточный Китай.
- Китайско-российский центр научно-технического сотрудничества в г. Харбине, провинция Хэйлунцзян, Северо-Восточный Китай.
- Парк китайско-российского научно-технического сотрудничества в г. Цюйчжоу, провинция Чжэцзян, Восточный Китай.
- Китайско-российский технопарк в г. Чаньчунь, провинция Цзилинь.
Приоритетные направления – лазерные и фармацевтические технологии. Российская Академия естественных наук (РАЕН) планирует открыть еще один совместный с Китаем технопарк в г. Далянь, провинция Ляонин. В Соглашении правительства г. Далянь и РАЕН сказано: «РАЕН будет, в соответствии с практическими нуждами китайских предприятий, осуществлять исследование и освоение прикладных технологий с участием ведущих специалистов, а также распространение существующих в России практически применяемых технологий».
Что такое промышленный парк по-китайски? Расскажу на примере китайско-российской базы индустриального освоения новых и высоких технологий в г. Яньтай. Основные области исследований и внедрения: электроника, информатика, новые материалы, биотехнология, тонкая химия. Основные задачи: внедрение научных результатов в производство, предоставление помещений для инновационных предприятий и консультационных услуг. База состоит из трех частей: производственной, научно-исследовательской и жилой. Все исследователи и ученые обеспечены жильем; для этого было построено 20 многоэтажных домов повышенной комфортности.
Большинство работающих в г. Яньтай русских ученых приехали в Китай на частной основе. Они работают на результат, т.е. от разработки своей идеи до опытного образца, а затем и внедрения в промышленное производство. По информации Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая, на работу в Китай приглашены свыше 10 тысяч специалистов из России и других стран СНГ; они задействованы в более чем 2000 технических проектах. Согласно статистике упомянутого института, с 90-х годов прошлого столетия около 70% проектов, включенных в программу китайско-российского сотрудничества в области науки и техники, были реализованы и дали заметный социальный и экономический эффект. По моим прикидкам, в Китае сейчас трудятся 20-25 тысяч российских ученых и изобретателей. Валютно-финансовый климат в стране, т.е. китайские юани, полностью их устраивает.
«Победа» «Единой России» на последних выборах и ее грандиозные планы «улучшить», «удвоить», «повысить» почему-то не вдохновили лучших русских умов срочно собирать вещи и возвращаться на Родину. Одна у них надежда – на таких людей, как Максим Калашников. Кстати, по прогнозам математиков, работающих в г. Яньтай, на следующих выборах «Единая Россия» получит 120% голосов, если, конечно, останется кому голосовать.
При написании данного поста я позвонил в г. Яньтай и связался с пресс-секретарем технопарка. Он сказал, что в России много талантливых чиновников и специалистов по «распилке» бюджета. Изначально юмор не был воспринят, но уже через 10 минут беседы мне было сказано, что если в России не хватает тюрем, то их нужно строить, параллельно с футуристическими городами Максима Калашникова. Как ни странно, но фамилия его пресс-секретарю известна.