«Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф. 7,16)
Неделю назад в Общественной Палате РФ прошло мероприятие, посвященное вопросу ювенальной юстиции в России. На обсуждении доминировали сторонники этой концепции, однако противники также получили возможность высказаться. Главный аргумент сторонников заключается в необходимости защиты детей, а также в том, что ювенальная юстиция в России уже существует. Дискуссия сводится к тому, какой именно она должна быть. Такой подход кажется достаточно эффективным, ведь трудно отвергать то, что, как говорится, «уже есть». Звучали предложения внедрять ювенальные технологии и систему, но без пугающих терминов. Член Общественной Палаты Олег Зыков подчеркивал, что целью ювенальных технологий является «защита прав кровной семьи ребенка». Это радует, так как свидетельствует о работе тех, кто последние годы защищает права семей и противодействует внедрению ювенальных технологий. Но можем ли быть уверены, что ювенальная юстиция способна защитить детей и их семьи? Нужно оценивать «дерево» по его плодам и корням.
КОЛЮЧИЕ ПЛОДЫ ЮВЕНАЛЬНОГО ТЕРНОВНИКА
Чтобы понять, что такое ювенальная юстиция, необходимо рассмотреть два аспекта: особый подход к малолетним правонарушителям и специальные процедуры защиты прав несовершеннолетних. Ювенальная юстиция имеет более широкое значение, включающее «ювенальные технологии» — специальные методы защиты прав детей. Общество беспокоит «семейный» аспект ювенальных технологий, который подразумевает вмешательство в жизнь семьи якобы ради защиты ребенка. На первый взгляд, концепция выглядит положительно — кто же против защиты детей от преступлений? Однако при более глубоком анализе ситуация оказывается далеко не безоблачной.
Приведем несколько примеров сомнительных практик ювенальной юстиции за границей. Госпожа Бухбергер из Австрии опоздала с работы из-за мигрени, и ее двое детей остались без присмотра на 45 минут. В результате, после доноса соседей, детей забрала местная служба опеки, и мать не смогла вернуть их, несмотря на обращение в Европейский Суд по правам человека (BUCHBERGER v. AUSTRIA, App. no. 32899/96). Подобная ситуация произошла с госпожой Хаазе в Германии (HAASE v. GERMANY, App. no. 11057/02), которая обратилась за материальной помощью, но после отказа сотрудничать с экспертом была лишена своих семерых детей на основании его заключения. Эти случаи — не единичные. Они иллюстрируют реальные тенденции, которые могут затронуть любого. Не случайно страдающие родители создают организации по защите своих прав, как, например, «Северный комитет за права человека» в Европе и «Родительские права» в США.
Не лучше ситуация и для малолетних правонарушителей. Ювенальные суды, имевшие целью защиту этих несовершеннолетних, стали возможностью для нарушения их прав. Специалист по проблемам подросткового возраста из США доктор Роберт Эпстайн отмечает, что система ювенальной юстиции лишила несовершеннолетних базовых конституционных прав, таких как право на защиту. В 1960 году менее 5% ювенальных правонарушителей имели адвокатов, а большинство слушаний проходило без протоколов. Этот вопрос привлек внимание Верховного Суда США, когда они рассмотрели дело Джеральда Голта, осужденного за телефонный звонок без свидетелей. В итоге судебная система осталась с большими правовыми дырами.
После принятия федерального Акта о ювенальной юстиции в 1974 году началась связь ювенальной юстиции с психиатрией и детскими службами, что привело к возможности длительного лишения свободы детей без должного оснований. В 2009 году ювенальные судьи Чьяварелла и Конэхан были признаны виновными в получении взяток за приговоры, помещающие несовершеннолетних в частные учреждения даже без достаточных доказательств. Например, старшая школьница была приговорена к шести месяцам в исправительном учреждении за шутливую пародию на завуча.
Такая практика приводит к тому, что система ювенальной юстиции не только не предотвращает преступления, но и порождает их. Исследование 2009 года, проведенное учеными из Италии и Канады, показало шокирующие результаты: те, кто прошел через ювенальную систему,….
«`
(Оставшаяся часть текста не полностью представлена, вы можете продолжить в том же стиле.)