Программа «Один» с Дмитрием Быковым
Дмитрий Быков: Очень много вопросов относительно запуска космического культурного кинематографического экипажа. Во-первых, поздравляю Клима Шипенко — на мой взгляд, замечательного режиссера, создателя «Холопа». Я, безусловно, рад поздравить и Юлию Пересильд. Это действительно важная и позитивная новость, как справедливо заметили многие. Как бы мы ни относились к этим людям, их имена уже вписаны в историю космоса. Они стали первой профессиональной актрисой и первым профессиональным режиссером на орбите.
Совершенно не стоит размышлять о количестве денег, которые могли бы пойти на помощь больным, инвалидам или голодным детям. В данном случае это не является первичной проблемой. То, что мы видим, это некий пиар фильма Первого канала, но более важно то, что подтверждается прогноз из романа «Истребитель». Я вижу, что этот роман написан и напечатан вовремя. Тема покорения безлюдных пространств и выхода за границы снова выходит на первый план, а вместе с ней — темы героев и экстрима.
Видимо, тоталитарная система без героев не может существовать. Герои, как их и называли в советской прессе, это особый отряд людей, находящихся между смертными и богами, которые должны выполнять миссию. Они призваны проложить путь к сверхчеловеку. Эти люди не обязаны гибнуть; дай бог им здоровья. Например, Канделаки, который успел отойти, или Громов — оба прекрасно уцелели в жизни и в романах. Но такие герои должны быть, ведь выход за пределы человеческого — главная интенция эпохи.
Эпохе пока неведомо, что за пределами человеческого не стоит жить, что там нет ничего хорошего. Однако появление этих героев, их громкий пиар и образец для подражания — это хорошо. Это перспективно, это фаустианство, потому что человечество, выходя в космос, продолжает свою экспансию. Оно не сидит на месте — расширяет параметры своего поиска. И этому можно только радоваться и приветствовать.
Хотя мне, конечно, горько, что это становится предлогом для самообвинения и национальной кичливости. Когда мы прославляем героев, мы не занимаемся патриотическим пиаром. Мы говорим о том, что вот человек снова вышел за границу человеческого, и в этом важная миссия героев. Можно их любить или не любить, но нельзя не восхищаться ими.
Для меня, как для человека, интересующегося 30-ми годами, это повторение витка не просто забавно, а очень показательно. Безусловно, страны нужны свои Чкаловы, и они будут пытаться интегрироваться в государственные структуры. Но, в конечном итоге, государство будет пренебрегать ими, как пренебрегло Чкаловым. Сталин хотел сделать его руководителем наркомата внутренних дел, но передумал, поняв, что это герой не того склада.
Такую же перспективу я вижу и для людей этого склада во власти. Но нельзя не порадоваться тому, что в основе фильма «Вызов» лежит такая трагифарсовая ситуация — вызов врача на орбиту. Мы понимаем, что этого не может быть, это фантастика, ведь космонавты умеют оказывать первую помощь сами. Но сама идея, сама история красивая и забавная. Она напоминает известные истории с врачами, которые летали в Антарктиду для операций, а иногда, если никого не было, делали операции сами.
Вообще тема врача в экстремальных ситуациях всегда является хорошим мотором для кинематографического действия. Можно только порадоваться, что такая картина появится. Это не гарантирует высокого качества, но сейчас качество не так важно. Понимаете, когда выходил первый цветной или стереоскопический фильм, разве от них требовалось высокое художественное качество? Главным был технологический прорыв, который они и продемонстрировали.