Программа «Культурный шок»
ТЕМА: Стоит ли сегодня говорить о неприглядных страницах истории или лучше их замалчивать?
А. Зубов, историк: Вы понимаете, если рассматривать концепцию истории, которая сегодня подстраивается под нынешнюю власть, то видно, как это проявляется в так называемом едином учебнике истории. Я много раз обсуждал эту тему с коллегами, и здесь всё совершенно ясно. Это принцип, о котором так изысканно и непонятно высказался Володин, — «ничего не ругать, всё хвалить». Ранее этот принцип сформулировал граф Бенкендорф: «Прошлое России — замечательное, нынешнее — прекрасное, а будущее — выше всякого разумения». Это простая логика тоталитарных или авторитарных режимов, абсолютно бесплодная.
Итак, как же нам относиться к истории? Можно воспринимать её как науку, правду и опыт, или как идеологию, которая промывает мозги и побуждает людей действовать под флагами, с разными лозунгами? Я считаю, что история — это, прежде всего, наука, такая же, как и другие гуманитарные дисциплины. Она исследует волевые склонности человека относительно событий, в отличие от естественных наук, которые оперируют природными законами.
Документы, факты, события и археология — всё это позволяет нам понять, что действительно произошло. Задача историка — не угодить власти, а изложить истину. Каждый уже решит для себя, хорошо это или плохо. Например, события в Катыни. Нужно показать, кто был жертвой, кто — палачом, каковы были их мотивы, и как жертвы оказались в руках палачей. Это и есть задача историка. После этого различные мнения могут возникнуть: один скажет, что правильно поступили, другой — что неправильно.
Но важно, что никто из разумных людей не скажет, что это не поляки, а китайцы, или что это не коммунисты, а нацисты. Историки предоставляют доказательства: документы. Конечно, будут люди, которые будут отрицать закон всемирного тяготения, но наука игнорирует их. Также и история должна игнорировать тех, кто отрицает исторические доказательства и называет их фальшивыми. В этом и заключается задача историка.
Когда Володин говорит, что нельзя ополчаться на историю, он высказывает недопустимое мнение. Это означает: «Лгите, историки. Лгите своим студентам и обществу. Это необходимо». Мы не должны ополчиваться на историю или её профанировать. Наша задача — изучать и объяснять историю.
Читать эфир полностью >>>