Эфир программы «Не так» посвящен теме: «Серия процессов над участниками попытки военного переворота (‘Инцидент 26 февраля’), Япония, 1937».
Алексей Кузнецов, историк
А. ПОЗНЯКОВ: Это очень важно, потому что непонятно… По идее, насколько я вспоминаю, об этом инциденте рассказывали и учили, они же были монархистами. Они были за императора. Чем они так недовольны? Какие романтические, прекрасные идеи толкнули их на то, чтобы выходить и практически захватывать императорский дворец?
А. КУЗНЕЦОВ: Нет, они не захватили императорский дворец.
А. ПОЗНЯКОВ: Не захватили?
А. КУЗНЕЦОВ: Нет. Они даже не попытались.
А. ПОЗНЯКОВ: Практически на штурм…
А. КУЗНЕЦОВ: Они его окружили. Захватили резиденцию премьер-министра и ряд других правительственных зданий. На императорский дворец покушаться – это совершенно невозможно.
А. ПОЗНЯКОВ: Чем они недовольны?
А. КУЗНЕЦОВ: Вы понимаете, ведь за императора можно быть по-разному. Можно считать, что император находится фактически в плену у группировки. В военном руководстве Японии существовали два разных представления о путях развития страны. Одно – это модернизаторство, во многом по западному образцу, идея о том, что Япония должна стать империей классического типа, как Британская или Испанская империи. То есть мощная страна с колониями, основным направлением военной экспансии должен стать Китай.
Другая группировка считала, что Япония свернула с правильного пути, увлекшись западной модернизацией и утрачивая свою национальную самобытность. Их главная идея – восстановление японской идентичности и разрушающейся связи между императором и народом.
В философском плане у них был мощный идеолог – Тэрудзиро Кита, взявший псевдоним Икки. Он разработал концепцию, которую некоторые источники называют вариантом японского фашизма. Но с термином «фашизм» следует быть осторожным, хотя действительно имеются пересечения с классическим фашизмом.
Основная идея его теории – это эволюция от своеобразного социализма, причем государственного социализма, который должен быть навязан сверху. Он выступал за создание мобилизационного режима, задача которого – сохранить японские национальные ценности и самобытность, а не строить империю классического типа, а ориентированную на Японию дальневосточную федерацию, что подразумевает не захват Китая и Кореи, а создание союза.
Напоминает идеи панславизма XIX века в России – создание славянской федерации с Россией как духовным центром. Здесь же речь идет о Дальнем Востоке с Японией в роли духовного лидера.
Читать эфир полностью >>>