Памятник Дарье Дугиной. / Лизавета Андреева / АиФ
В подмосковной деревне Захарово состоялась церемония открытия памятника публицисту и политологу Дарье Дугиной, которая трагически погибла в результате взрыва автомобиля. Мероприятие прошло в закрытом формате — только для ближайших людей. Мать Дарьи поделилась с aif.ru, смогла ли она простить тех, кто лишил жизни её единственного ребенка.
Погибла за правду
Дарья Дугина была убита 20 августа 2022 года. Политолог возвращалась с ежегодного семейного литературно-музыкального фестиваля «Традиция». На Можайском шоссе в районе подмосковного поселка Большие Вяземы в её автомобиле сработало взрывное устройство.
Теракт тщательно подготовила гражданка Украины Наталья Вовк. В качестве прикрытия она взяла с собой 12-летнюю дочь. Преступнице удалось скрыться в другую страну. Следственный комитет считает, что ей помогали подделывать документы Александр Сучков и Александр Кузнецов, которые получили 3,5 года тюремного заключения.
Открытие памятника Дарье Дугиной. Фото: АиФ/ Лизавета Андреева
После трагической гибели Дугиной её родители — философы Александр Дугин и Наталия Мелентьева — провели год в уединении и молитвах.
Два года назад было принято решение о создании памятника журналистке. Скульптор Дмитрий Александров создал монумент, а Дугин участвовал в разработке эскиза.
«Я знал Дашу и Александра Гельевича. Когда произошла трагедия, он предложил мне эту идею. Мы познакомились с Дашей на одном из молодежных съездов. Создание памятника заняло примерно пять месяцев. Главные идеи памятника — женственность, героизм и риск. Я постарался заложить идею риска и в постамент, поэтому он выполнен в форме обрыва. Фигуру хотелось сделать максимально женственной — без журналистских и философских атрибутов», — рассказал aif.ru автор монумента.
Открытие памятника Дарье Дугиной. Фото: АиФ/ Лизавета Андреева
Книга — как оружие
Бронзовая фигура весом в тонну установлена на гранитный постамент весом 15 тонн, камень был доставлен из Выборга. В памятнике Дарье каждая деталь тщательно продумана. Как отметила мать политолога Наталия Мелентьева, поворот корпуса — важный элемент, задуманный как символ Возрождения — от старого к новому. Рука на сердце — это место, где совершается великое дело. Книга — новое оружие, то есть слово. Каждая деталь является традиционной, включая и платье.
По словам Наталии, Дарья часто носила платья и была очень набожной. Изначально в руке Дарьи планировалось знамя, но Дугин настоял на книге, более подходящей к деятельности дочери.
Кроме родных и близких, на церемонии присутствовали генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, основатель телеканала «Царьград» и одноименного фонда Константин Малофеев.
Открытие памятника Дарье Дугиной. Фото: АиФ/ Лизавета Андреева
«Отец Даши сказал, что гибель дочери была не напрасной. Конечно, хотелось бы, чтобы этой жертвы не было. Сейчас ситуация безальтернативна, поэтому приходится смириться с такой оценкой. После года затворничества и молитв родители Даши открыли в ней новую жизнь», — отметил Киселев.
Многие подчеркивают, что Даша была активной личностью, интересующейся поэзией, игрой на флейте, политикой и философией. Мать политолога отметила, что дочь во многом превзошла её и смогла бы развить свои способности, если бы осталась жива.
Открытие памятника Дарье Дугиной. Фото: АиФ/ Лизавета Андреева
Возможно прощение?
Наталия Мелентьева на открытии памятника проявила стойкость и поделилась воспоминаниями о дочери. Она отметила, что Даша была весьма остроумной, постоянно готовилась к эфирах, писала статьи, читала и работала. Она была активной, любопытной и любила общаться с умными людьми.
«Я познакомилась с Александром Гельевичем, когда получила степень кандидата философских наук. Он произвел на меня впечатление гения, и я решила служить ему. Понимаете, о чем я говорю. Печатать его работы, помогать в других начинаниях. Затем появилась Даша, и я поняла, что должна отдать жизнь в служение ей, — со слезами говорит Наталия. — Представляете, я никогда не стану бабушкой. Мой единственный ребенок умер. И род мой прерван», — добавила она.
Наталия Мелентьева. Фото: АиФ/ Лизавета Андреева
Справиться с невыносимой утратой родителям помогла работа над рукописями Дарьи, книгами и памятником. Однако боль от потери любимой дочери никогда не исчезнет.
Можно ли простить тех, кто отобрал у матери единственную дочь, любимое дитя, которому была посвящена вся жизнь?
«Моя дочь понимала, что эта война не с украинским народом, а со страной, которая оказалась под влиянием западных либеральных ценностей. Так вот, Дарья в своей книге пишет: „И хочется прошептать: крушите их всех. Нет правды на той земле. Но не праведен этот шепот. Никак нельзя. Нужно молитву произнести: помилуй их всех“. Недавно мой супруг давал интервью, в котором сказал, что смог простить украинцев. Он отметил, что люди находились не в себе. Под гипнозом. Под чарами», — рассказала она.