Павел Карташев: Двуликий Янус а-ля рюс

У любой власти всегда присутствовал комплекс Карандышева, того самого из «Бесприданницы» Островского. А у нашей власти этот комплекс проявляется особенно ярко. У них есть всё, и даже больше, как у Паратова, Сергея Сергеевича, из той же пьесы. Однако только одно терзает их души: неизбежность смерти. Какой-то абсурдный парадокс природы! Как она смеет?! Мы, живые боги и фараоны, должны в конечном итоге столкнуться с неизбежным. И так далее и тому подобное… И вот над российской землёй, от Калининграда до Камчатки, звучит: «Так не доставайся же ты никому!» Это лаконичный ответ властей на «несправедливость жизни». Это вполне понятно.

Отсюда и действия властей по отношению к «этим», то есть к нам, к народу. В первую очередь они стремятся подорвать образование и культуру. И это видно даже слепым. Совсем недавно произошел скандал с назначением в театре Гоголя. Пришел человек из команды Абрамовича и привёл бездарного полуКВНщика Серебренникова, который не имеет режиссёрского образования. Труппу выгнали, а здание готовят под околотеатральную дискотеку. Все в курсе? Все в курсе. Теперь они нацелились на колыбель культуры Петербурга — ЛГИТМиК-СПбГАТИ. Оказывается, это «неэффективная» театральная академия! Много уважаемых людей подписали открытое письмо президенту Путину (можно ознакомиться на сайте Петербургского театрального журнала). Только вот можно ли думать, что он обратит на это внимание? Ему до своего исчезновения не дожить, похоже, даже до нынешних студентов. Его внутренний Карандышев, при внешнем лоске а-ля Паратов, визжит окрест о том, что жизнь никому не достанется.

Как двуликий Янус с русским акцентом. В этом году, незадолго до своего ухода, Сергей Капица заметил: «…это <Кризис образования в России> следствие крайней близорукости тех, кто берёт на себя смелость «руководить образованием». Образованием очень трудно «руководить». Система образования самодостаточна, она развивается сама собой. Наше руководство образованием находится на низшей ступени развития. Оно не занимается наукой, не понимает её сути, но берёт на себя право учить других, как заниматься наукой и образованием.» По-моему, лучше не скажешь.

Вопрос: что делать? Я, честно говоря, уже не знаю. От действий «самой эффективной власти в мире» смердит так, что нормальным людям дышать нечем. И в науке, и в культуре…

Оцените статью
Ритм Москвы