Воскрешение умерших: удивительная традиция сибирских племён
На берегах Енисея в II веке до н.э. обитало племя, члены которого были убеждены, что умершего человека можно вернуть к жизни. Этот шокирующий ритуал просуществовал около тысячелетия. О нём стало известно благодаря раскопкам «татарских курганов» в 1882 году. Тогда вблизи села Береш было найдено 60 необычных «манекенов», которые представляли собой аккуратно собранные человеческие скелеты, обёрнутые травами и обшитые кожей.
Все сразу
Страшная находка археологов была сделана в прошлом столетии. Удалось выяснить, что скелеты принадлежат таштыкам (II век до н.э. – V век н.э.) и тагарам (тагарцам), которые жили в Минусинской котловине с X века до н.э. по III век до н.э.
Позже в кургане у села Белый Яр, немного южнее Абакана, были обнаружены ещё более двухсот древних «манекенов» – скелетов людей, обёрнутых травой с ног до головы и обшитых берестой. Патологоанатомы провели множество экспертиз, результаты которых показали, что в Белом Яре похоронены не мумии, а скелетированные тела с сохранившимися сухожилиями.
Этнографы предположили, что народы Енисея не предавали земле умерших родственников, а хранили их каким-то образом в течение 5–10 лет. Затем все тела хоронили одновременно. Такой обычай можно объяснить элементарной практичностью – строительство курганов требовало значительных затрат и труда.
Отложенная смерть
Археолог из Санкт-Петербурга Эльга Вадецкая (Институт истории материальной культуры РАН) полагает, что захоронения были связаны с верованиями местных народов. Таким необычным образом они продлевали жизнь мёртвым.
Согласно мнению исследователя, сначала умершего человека неглубоко закапывали в землю, а дома считали как бы уехавшим. Спустя пять лет покойника извлекали из могилы и «оживляли» – кости соединяли прутиками, обёртывали пучками травы, трепанировали череп для удаления мозга, на лицо накладывали слои глины или травы, делали глаза и одевали в одежду. Некоторое время с мёртвым даже общались, но потом наступало время признать – родственник умер. После этого глаза и рот замазывали глиной, а поверх лица накладывали маску из гипса. В таком состоянии покойника хранить ещё 5 лет – до новых массовых похорон.
В некоторых случаях умерших «оживляли сразу», умащивая тела бальзамирующими смолами, удаляя внутренние органы и покрывая лица пропитанной бальзамами тканью – для лучшей сохранности. Учёные полагают, что древние ритуалы воскрешения мёртвых продолжают существовать у северных народов. Так, нивхи после смерти родственника обязательно создают деревянную фигурку, в которую помещают часть покойника – кость или волосы.
Источник: russian7.ru