Сегодня Владимир Путин обсудил создание летающих ядерных реакторов, заявив: «Перспективные системы вооружения России основаны на новейших уникальных достижениях наших учёных, конструкторов, инженеров. Одно из них – создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты, подобной нашей новейшей Х-101 или американскому «Томагавку».»
Первый вопрос, который возникает, – каким образом предполагается интегрировать российский ядерный двигатель в конструкцию американского «Томагавка».
Создание компактной и мощной ядерной энергоустановки для применения в самолетах, ракетах и танках является давней мечтой атомщиков. Работы в этом направлении ведутся с 1950-х годов. В СССР предпринимались попытки установить реактор на Ту-95 (Ту-95ЛАЛ), АН-22 и других летательных аппаратах. США также проводили Project Pluto. Однако ни одна из этих инициатив не была реализована.
В ходе своего выступления Путин также отметил: «В конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полёта энергоустановка вышла на заданную мощность и обеспечила необходимый уровень тяги.» Центральный ядерный полигон России расположен на архипелаге Новая Земля, где проводились испытания и более экзотических «специзделий».
Если эти заявления подтверждаются, можно ожидать появления «летающих ядерных реакторов» в российских вооружённых силах. Возможно, таких ракет будет немного, но не исключено и массовое производство. Важно, чтобы при этом не произошло утечек радионуклидов, ведь такой ядерный двигатель, вероятнее всего, работает на плутонии или высокообогащённом уране. И, что особенно критично, при выводе из эксплуатации этих «атомлётов» через 10-20 лет, необходимо обеспечить тщательную утилизацию радиоактивных отходов. На это должны быть выделены соответствующие силы и средства, поскольку вряд ли Запад будет готов помочь, как это было с утилизацией старых атомных подводных лодок, когда США и страны НАТО финансировали работы по их приведению в безопасное состояние.