Продукция, реализуемые в церковных лавках – товар или «предмет культа»?

Столичное общество защиты прав потребителей и московский суд создали прецедент, которому стоит уделить внимание. Суд вынес важный вердикт: предметы культа, реализуемые в церковной лавке, не являются торговой продукцией, а распространяются среди верующих «за пожертвования». При этом пожертвования не могут иметь «фиксированных» значений, что, по сути, означает, что с сегодняшнего дня любой посетитель храма в России может зайти в церковную лавку, выбрать, к примеру, книгу с цветными иллюстрациями икон за 600 рублей или золотой крестик на цепочке за несколько тысяч, оставить в ящике «малую лепту» в размере 10 рублей и уйти с покупкой.

На вопрос свечницы о стоимости, вполне резонно можно ответить: «А где, извините, у вас кассовый аппарат? Дайте, пожалуйста, чек и покажите декларацию о доходах, с которых вы платите налоги государству». В условиях текущего противостояния властей и гражданского общества, можно ожидать массовых исков в суд против Церкви. Лично для меня очевидно, что жить по лжи – это неправильно. Однако нужно помнить, что Церковь существует за счет этих самых необлагаемых налогом «пожертвований». Введение налогов на реализуемую продукцию может нанести серьезный финансовый удар по Церкви, и множество храмов просто не выдержат этого давления и разорятся. Как член Церкви, я бы этого не хотел.

Тем не менее, вопрос изменения самой парадигмы существования современной Церкви актуален и будет оставаться таким. Решение этой проблемы может потребовать времени – не при этой власти, так при другой. Что такое Церковь: ряд бюро ритуальных услуг или собрание общин? На что она существует: на продаже товаров или на пожертвованиях членов общин? Это основополагающий вопрос ближайшего будущего.

Оцените статью
Ритм Москвы