Читатели моего блога часто интересуются, что же ответил Патриарх. Во-первых, это было обращение не ко мне, а ко всем православным и непраавославным гражданам России. Во-вторых, свой комментарий вместе с видеопроповедью Патриарха я уже давно разместил в блоге, и все желающие могут ознакомиться с ним более подробно.
Сегодня перед многими православными людьми стоит вопрос: «Как нам себя вести в условиях нравственной деградации институтов светской власти?» Однако, следует сразу отметить, что не стоит ожидать однозначной позиции от простых священников. Батюшки находятся в рамках строгой церковной дисциплины, и их поведение, как и заявления, часто требуют санкций от правящих архиереев.
В целом можно выделить три возможных варианта поведения православного человека в наше время.
Первый вариант — активная нравственная позиция. Он подразумевает от Церкви и отдельных мирян публичное обличение лжи и воровства, проявленных институтами государственной власти, с конкретными именами этих представителей. Это должно сочетаться с призывами к народу действовать в рамках закона, отстаивая свои конституционные права. К сожалению, чаще всего мы наблюдаем лишь вторую часть — призывы к «мирной и покойной жизни среди лжи и воровства», что делает такие увещевания бессмысленными и даже провокационными.
Второй вариант — охранительный. Эта позиция понятна: «Главное — сохранить страну», «не раскачивайте лодку», «это происки западных спецслужб», «поддержим нашего лидера Путина», «кто, если не Путин?», «вспомним о 1917, 1991, 1993, арабских революциях, оранжевом Майдане» и так далее. При таком подходе православный человек подчеркивает, что целостность государства для него важнее исполнения заповедей Христовых, а Церковь фактически позиционируется как государственный институт, подобно министерству идеологии и пропаганды.
Третий вариант — церковно-андеграундный. Здесь православный человек осознает, что политика — это «грязное дело», и главное — нравственное самосовершенствование и личное спасение, а не участие в «революционном буйстве страстей». Это приводит к мысли о том, что нужно «поститься, молиться и слушать радио «Радонеж». Церковь, в свою очередь, напоминает себе, что она — «посольство Бога на земле», и ей не следует вмешиваться в дела «страны пребывания». Важно дистанцироваться от происходящего и работать только с теми, кто сам приходит в церковную ограду, оставив мир разобраться со своими проблемами. Таким образом, Церковь постепенно возвращается в 70-е годы прошлого века, вероятно, с песней «ах как это мило, мило, хорошо, было да уплыло, было да прошло».
Господь даровал нам всем свободу выбора. Каждый может выбрать свою линию поведения. Но если православные и сама Церковь займут вторую или третью позиции, им придется навсегда забыть о своей «миссии в мире». В первую очередь среди умной и совестливой молодежи, частью которой стал и тот самый игумен, публично назвавший часть этой молодежи пидерастами. Лично я сомневаюсь, что в этом случае авторитет Церкви не упадет до уровня авторитета действующей власти, то есть до плинтуса.
Думайте сами, решайте сами…
