Некоторые базы отдыха начали аннулировать ранее забронированные туры на осень. istockphoto.com
Некоторые российские гостиницы и базы отдыха начали отменять бронирование туров на сентябрь и отказывать туристам в размещении. Специалисты aif.ru пояснили, что причина заключается в новом законодательстве, обязывающем каждую гостиницу подтверждать свою классификацию.
Что произошло?
С 1 сентября 2025 года туристы не смогут заселиться в отель, санаторий или базу отдыха, если объект не включен в реестр Росаккредитации. До этого срока объекты должны пройти классификацию и процедуру самооценки. Если этого не произойдет, заселение туристов будет считаться незаконным. Более того, с 6 сентября нарушителей будут штрафовать. Суммы впечатляющие — от 300 до 450 тыс. руб. за каждого постояльца. Предполагается, что это обеспечит туристам больше информации о качестве выбранных объектов.
Требование пройти классификацию распространяется на все объекты размещения, уточнил доцент, заведующий кафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ имени Плеханова Роман Гареев. Это касается гостиниц, глэмпингов, баз отдыха, кемпингов и санаториев. Обязанность также касается тех объектов, которые уже имеют классификацию, но не обновили данные в реестре в установленный срок.
«Для отельеров задержка с прохождением классификации чревата не только штрафами, но и потерей репутации, — добавляет эксперт. — По состоянию на август 2025 года, только около 40% объектов завершили процедуру. Это создает риски банкротства для малых гостиниц и глэмпингов, особенно в регионах».
Что такое туристический налог и кому его надо платить? Подробнее
Что с турами отдыхающих?
Туристы сообщают о том, что некоторые базы отдыха и гостиницы начали аннулировать ранее забронированные туры на осень.
«Недавно одной семейной паре пришел отказ, хотя отпуск планировался за несколько месяцев, — рассказала руководитель туристического агентства Марина Бокова. — Видимо, они испугались, что не пройдут классификацию. Еле нашли альтернативный вариант. Сейчас довольно сложно забронировать свободные места на курортах России в «бархатный сезон» по приемлемой цене. Предложения разбирают очень быстро».
Однако отмену туров можно считать радикальным шагом, считает общественный деятель, финансист Анатолий Фарафонов.
«В процессе классификации нет ничего сложного, — говорит он. — Вероятно, возникла какая-то паника. На самом деле владельцу объекта или ответственному сотруднику нужно потратить полчаса-час на заполнение анкеты. В ней простые вопросы: например, в каком стиле оформлена гостиница, есть ли бассейн и спортзал, насколько далеко до центра города и прочее. Обратите внимание, что владелец сам оценивает свой объект. После этого в течение 24 часов объект попадает в реестр. То есть даже если заняться этим 29 августа, то уже 30 августа отель или глэмпинг сможет спокойно принимать осенние бронирования для туристов».
Что делать, если заселили в отель с плохими условиями? Подробнее
Нужна ли классификация арендным квартирам?
Если жилье сдается посуточно, то классификация для него не требуется, поясняет адвокат Анна Аржанникова.
«В марте 2023 года Конституционный суд разъяснил, что сдача жилья в краткосрочную аренду в многоквартирном доме не всегда может быть приравнена к гостиничным услугам, — рассказала она. — Краткосрочное предоставление жилья, использование специальной терминологии в объявлениях или предложение транспортных услуг не являются аргументами, если это не связано с дополнительной нагрузкой на инфраструктуру общего пользования. Кроме того, изменения в законопроекте касаются только коммерческих объектов, тогда как квартиры юридически считаются жильем».
Что делать, если гостиница отменила бронь?
Если после 1 сентября туристу отменяют бронирование и отказывают в заселении из-за отсутствия классификации, это является нарушением договора со стороны средства размещения, предупреждает заместитель руководителя Бюро расследований Народного фронта, член Общественного совета при Минэкономразвития Валерий Горюханов.
«В такой ситуации клиент имеет право на полный возврат уплаченных средств, за вычетом сервисных сборов и фактических расходов объекта размещения, — разъясняет эксперт. — Это не форс-мажор — гостиница не может оказать услугу из-за собственного бездействия. Закон о защите прав потребителей и общие нормы гражданского законодательства это прямо подтверждают».
Что делать, если в отель не заселяют из-за овербукинга? Подробнее
Для возврата средств необходимо выполнить три шага:
- направить письменную претензию администрации отеля или туроператору; обязательно нужно указать, что услуга не оказана по вине исполнителя из-за отсутствия обязательной классификации;
- сослаться на новые правила и на то, что предоставление услуг без классификации с 1 сентября 2025 года является незаконным;
- сохранить все документы: договор, чеки, переписку;
- направить аналогичную претензию в Роспотребнадзор.
Дополнительно турист может требовать компенсации убытков (например, переплаты за срочное альтернативное жилье) через суд.
Если средства размещения или туроператор отказываются возвращать деньги или удерживают часть суммы, их действия являются незаконными. В таком случае нужно обращаться в Роспотребнадзор и, при необходимости, в суд. Туристы могут проверить легальность объекта через официальный реестр Росаккредитации на tourism.fsa.gov.ru.