Открывая тайны: кто скрывается за образом автора Олимпийского Мишки

Олимпийского Мишку художника Виктора Чижикова знают во всём мире. Олимпийского Мишку художника Виктора Чижикова знают во всём мире. Коллаж АиФ

90 лет назад, 26 сентября 1935 года, появился на свет человек, известный всем. Даже тем, кто считает, что не знаком с его творчеством. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник Российской Федерации… Впрочем, его титулы не дают полной картины. Проще сказать — этот человек стал автором символа Московской Олимпиады 1980 года.

На самом деле, чтобы войти в историю, ему было достаточно и этого. В мире шоу-бизнеса существует термин «артист одного хита» — певец, прославившийся единственной песней, которую знают миллионы, а может, и миллиарды, в то время как остальные его произведения не вызывают интереса.

Виктор Чижиков, 1980 г.Виктор Чижиков, 1980 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Акимов

Однако к художнику Виктору Чижикову этот ярлык не применим. Да, Олимпийского Мишку знают во всем мире, а в нашей стране он известен каждому. Но стоит отметить, что в те времена, когда символ Олимпиады-1980 взмывал с арены имени Ленина и «возвращался в свой сказочный лес», сопровождаемый искренними слезами участников и зрителей церемонии закрытия Олимпиады, главные ценители его творчества вряд ли знали, кто стоит за созданием Мишки. И не узнали бы, даже если бы имя художника было написано на летящей надувной кукле крупными буквами, поскольку многие из них еще не умели читать.

Не умели и, вероятно, не знали его фамилии. Я сужу по себе и своим друзьям из детского сада — когда проходила Московская Олимпиада, нам исполнилось всего четыре года. Но стиль художника мы безошибочно распознавали. И точно знали, что если на странице детского журнала есть его работа, то нужно тянуть за рукав воспитательницу или маму: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Потому что иллюстрация Виктора Чижикова говорила: «В том, что здесь написано, не будет скучных нравоучений, пресных проповедей и вообще нудятины. Здесь будет интересно, круто и весело».

Чуковский, Барто, Михалков, Драгунский, Успенский... С рисунками Чижикова издана сотня книг.Страсти по мишке. Сколько художник Чижиков получил за символ Олимпиады-80? Подробнее

Почему эти ценители творчества Чижикова, порой еще и не умеющие читать, были правы, сам художник когда-то объяснил: «Меня цветом не заинтересуешь, я — дальтоник, меня интересует только человеческий характер!» На самом деле, он действительно был разборчив и не хотел иллюстрировать любой текст. С другой стороны, он не мог бы этого сделать, так как был, как говорится, нарасхват. Издатели детских книг понимали, кто способен сделать даже привычные произведения классиков более близкими и понятными. Так что с «человеческими характерами» в текстах было всё в порядке — такие авторы, как Николай Носов, Сергей Михалков, Агния Барто, Борис Заходер, Самуил Маршак, Виктор Драгунский, писали именно так. А с более молодыми современниками, которые позже стали классиками, например, с Эдуардом Успенским и Юрием Ковалём, художник просто дружил. Он прекрасно понимал, что они ничуть не уступают маститым авторам.

Открывая тайны: кто скрывается за образом автора Олимпийского МишкиНаша Олимпиада. Главархив — о церемонии закрытия Игр в СССР Подробнее

Вопрос может вызвать лишь признание Чижикова: «Я — дальтоник». Как так? Может ли художник быть дальтоником? В общем, наверное, нет. Но Виктор Александрович здесь исключение. Он не только умел ценить человеческий характер в тексте, но и мог создавать его без красок, лишь одним росчерком пера, так как по своей сути был карикатуристом.

Собственно, с этого и началась его карьера. Папа-архитектор, используя свои связи, устроил сыну встречу с Кукрыниксами — мастерами карикатуры, художниками Михаилом Куприяновым, Порфирием Крыловым и Николаем Соколовым. Но не спешите думать, что связи решают всё. Куприянов, увидев работы девятиклассника Чижикова, устроил ему жесткий разнос, о котором наш герой впоследствии вспоминал так: «Вот посмотри, что это за ужасная манера рисовать руки?! Зачем тебе это? Пойми, копируя Ефимова, ты теряешь себя как личность. Ты перестаешь существовать». Дело в том, что большинство работ юного Чижикова действительно были карикатурами, выполненными в стиле Бориса Ефимова, патриарха отечественной политической карикатуры. И здесь нет ничего постыдного — первенство Ефимова в те годы признавали даже в Великобритании, где, собственно, и возник феномен политической карикатуры.

Народный художник СССР Борис Ефимович Ефимов. 1971 г.Беспощадная «Рука Москвы». Как карикатурист Ефимов стал зеркалом XX века Подробнее

Постыдного нет. А вот опасность для начинающего художника раствориться в кумире Куприянов заметил верно. Он мог бы отправить его восвояси, если бы Чижиков не привез с собой то, что ценил меньше всего — шаржи на своих одноклассников. Тут уже был другой разговор: «О, это именно то, что нужно. Вот так и рисуй! Мы видим, что это — абсолютно твоя, индивидуальная рука. Помни, что главное — выразить себя, иначе ты никому не будешь нужен».

Сами Кукрыниксы вспоминали о визите юного Чижикова так: «В начале пятидесятых годов на пороге нашей мастерской появился юноша с большим чемоданом в руках. Он открыл его, и мы увидели, что он забит политическими карикатурами. Витя спросил, получится ли из него карикатурист… Сейчас, когда у него за плечами двадцать лет работы в журнале „Крокодил“, мы с уверенностью говорим — карикатурист получился, и очень хороший!»

Открывая тайны: кто скрывается за образом автора Олимпийского МишкиФото: РИА Новости/ Дмитрий Донской

Стоит отметить — на тот момент Чижиков уже сотрудничал не только с «Крокодилом». Журналы «Вокруг света», «Огонёк», «Молодая гвардия», «Советский Союз», газеты «Вечерняя Москва», «Известия», Moscow News, «Неделя»… И везде — карикатура. Да, в этих работах художника можно распознать его уникальный стиль, который впоследствии прославил его. Но сделать это очень сложно. Во-первых, он создавал для взрослых. Во-вторых, это была, как ни крути, подёнщина, да еще и не самая почётная: «Карикатурой и юмористическими рисунками в газетах и журналах чаще всего затыкали пустые места».

Реконструкция спортивного комплекса «Олимпийский».Московская Олимпиада-1980. Что стало со спортивными объектами 40 лет спустя Подробнее

Он начал продвигаться к «тому самому Чижикову» лишь через несколько лет после старта сотрудничества с «Весёлыми картинками» и «Мурзилкой». В 1960 году выходит первая детская книга, проиллюстрированная Чижиковым — «Тайны детской коляски» Виктора Драгунского. Хотя даже там «тот самый Чижиков» узнаётся с трудом. А вот книга-комикс «Про девочку Машу и куклу Наташу», появившаяся в 1964 году — уже «тот самый». Что неудивительно — автором её был Виктор Чижиков.

Он действительно был не просто иллюстратором, а как бы соавтором. Не зря Агния Барто и Сергей Михалков просили, чтобы новые издания их классических произведений иллюстрировал Чижиков. Разгадка проста и возвращается к тем самым рекомендациям Кукрыниксов «выразить себя». С одной поправкой. Чижиков не столько самовыражался, сколько общался с читателем. В этом и заключался смысл его уникального стиля, о котором он говорил в одном из интервью: «В историю, которую ты иллюстрируешь, надо верить. Важно сделать всё убедительно, а это возможно только тогда, когда ты относишься исключительно серьёзно даже к самой смешной теме. Дети, как никто другой, чувствуют фальшь. Собственно, иллюстрация — это и есть разговор с ребёнком».

А настоящий разговор возможен только лицом к лицу. И здесь имеет смысл ещё раз вспомнить символ Московской Олимпиады. И обратить внимание на то, что до него тоже были олимпийские талисманы — например, такса Вальди с Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года. Или бобр Амик — талисман Олимпиады 1976 года в Монреале. Эти зверушки хороши, не спорю. Однако все они смотрят в сторону, только не на зрителя. А вот Олимпийский Мишка смотрит прямо в глаза. И улыбается. Так, что невольно хочется ответить улыбкой. А это и есть разговор — пусть без слов, но понятный и искренний. В этом весь Чижиков.

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы