Гибель «Пластуна». Рисунок А. В. Вышеславцева, 1867 год. Public Domain
В конце лета 1860 года в Кронштадте ожидали возвращения группы военных кораблей российского флота, завершающих кругосветное плавание.
Не дождались
На набережной Кронштадта, когда стало известно о приближении отряда, собралось множество людей. К удивлению всех, один из кораблей оказался отсутствующим.
Командование флота, получив срочный отчет от командира отряда, распорядилось отменить все запланированные торжества в честь встречи. Тот самый корабль, которого не дожидались, — парусно-винтовой клипер «Пластун» — погиб с большей частью экипажа прямо у ворот родного порта.
«Пластун» взорвался, и эта трагедия стала одной из самых мрачных страниц в истории отечественного флота.
Архангельский проект
В 1856 году в Архангельске по инициативе вице-адмирала Степана Хрущова было начато строительство серии винтовых пароходов. Клиперы этого проекта оказались успешными, и уже в 1857 году четыре корабля были включены в состав флота.
Степан Петрович Хрущов. Адмирал, Архангельский Военный Губернатор, командовал морскими и сухопутными войсками в Архангельской губернии, в 1855 и 1856 годах. Фото: Public Domain
Уже через несколько месяцев клипер «Пластун» был зачислен в 1-й Амурский отряд винтовых судов, отправлявшийся на Дальний Восток. За почти три года «Пластун» совершил кругосветное путешествие и в августе 1860 года должен был вернуться в Кронштадт.
За три года на «Пластуне» служили немало известных в будущем людей: журналист Александр Станюкович, брат писателя Константина Станюковича, будущий начальник гидрографической экспедиции Балтийского моря Евгений Березин, путешественник и искусствовед Алексей Вышеславцев.
«Имеете время привести судно в порядок»
Последний, кто служил на «Пластуне» врачом, перед возвращением в Россию был переведен на другой корабль, «Новик».
С его борта Вышеславцев наблюдал 18 августа 1860 года, как в начале шестого вечера «Пластун» взорвался. 75 членов экипажа погибли, спасти удалось чуть больше 30.
Скоро стало понятно, что на клипере произошел взрыв крюйт-камеры — помещения, в котором хранились порох и боеприпасы. Но почему это произошло?
Доктор Вышеславцев вспоминал: «Моряки, возвращавшиеся домой, находились в самом радостном настроении. Еще накануне с флагманского корвета был подан сигнал: „Имеете время привести судно в порядок“, — и на всех судах эскадры проводилась уборка: чистили, красили, мыли, скоблили, чтобы вернуться домой в том нарядном, безупречном виде, который присущ военным судам».
«Хозяин» крюйт-камеры
На «Пластуне» также наводили порядок в крюйт-камере, и этот процесс оказался довольно долгим и неприятным.
Ответственным за крюйт-камеру был артиллерийский унтер-офицер Савельев, который, по словам сослуживцев, был добродушным, но очень ленивым и не слишком исполнительным.
Проверяющие не раз указывали на беспорядок в крюйт-камере, но Савельев никак не мог устранить его качественно, за что и подвергался наказаниям.
Наказания на русском флоте включали телесные, хотя к середине XIX века многие офицеры считали это пережитком прошлого.
Пока «Пластуном» командовал капитан-лейтенант Мацкевич, взыскания в отношении Савельева не отличались особой жестокостью.
Два барона
Однако в 1858 году во время стоянки в Гонолулу Мацкевичу было предписано вернуться в Петербург, а вместо него командиром «Пластуна» стал лейтенант барон Дистерло. Старшим офицером на клипере был назначен барон лейтенант Розенберг.
Оба происходили из высокородных семей остзейских немцев и, как мягко утверждали в комиссии по расследованию взрыва, опираясь на показания выживших, следовали как духу, так и букве правил.
Уцелевшие после взрыва члены экипажа признались — Дистерло и Розенберг не только приказывали пороть провинившихся, но и регулярно прибегали к физическим наказаниям.
Савельев стал любимой целью для „воспитания“ со стороны двух баронов. Следствие установило: «Савельев, кроме своих непосредственных обязанностей, исполнял роль палубного и должен был следить за порядком в кубрике… Савельев был человеком ленивым, беспечным и не всегда трезвым. Строгость командира и старшего офицера нередко доходила до того, что, помимо телесных наказаний, ставили его на ванты, привязывали к бушприхту и били по лицу, так что редкий день проходил без унижений».
Ничто не мешало командиру заменить Савельева на более подходящего человека. Но, похоже, Дистерло и Розенберг уже не могли обходиться без унижений несчастного унтер-офицера.Гордость Петра. История становления Балтийского флота России Подробнее
В ожидании нового истязания
В тот самый момент, когда все остальные готовились к встрече с Родиной, завязший в уборке крюйт-камеры Савельев 18 августа получил приказ «по окончании явиться на ют». Там, на корме, проводились экзекуции над личным составом. То есть унтер-офицеру, независимо от того, как он на этот раз справится с задачей, предстояло испытать очередную порцию мучений.
Один из матросов, последним видевший Савельева, говорил, что он выглядел совершенно потерянным. А всего через несколько минут прогремел взрыв, жертвами которого стали и несчастный унтер, и оба барона.
Доказать, что Савельев умышленно подорвал крюйт-камеру, оказалось невозможным. Среди выживших матросов, кстати, существовало мнение, что все могло произойти случайно. Просто унтер-офицер, погруженный в невеселые мысли о предстоящем новом истязании, мог допустить ошибку, которая стала роковой.
Правды испугались, дело замяли. И напрасно
Вывод по делу «Пластуна» оказался совершенно скандальным — выходит, на русском флоте царят порядки, которые могут привести к самым тяжелым последствиям. В итоге взрыв был назван «несчастным случаем по неосторожности», вызванным халатным содержанием артиллерийской части. В связи с гибелью всех возможных виновников дело было закрыто.
Когда спустя несколько десятилетий вспыхнула революция, а матросы стали в ней ударным отрядом, много говорили о том, что причиной стали не самые демократичные порядки на флоте. А если бы кто-то решился довести расследование взрыва «Пластуна» в 1860 году до логичных выводов и озвучить их публично, возможно, и вся отечественная история могла бы пойти по несколько иному сценарию.