Отчаяние унтера Савельева: раскрытие тайны взрыва русского корабля «Пластун»

Гибель «Пластуна». Рисунок А. В. Вышеславцева, 1867 год. Гибель «Пластуна». Рисунок А. В. Вышеславцева, 1867 год. Public Domain

В конце лета 1860 года в Кронштадте ожидали возвращения группы военных кораблей российского флота, завершающих кругосветное плавание.

Не дождались

На набережной Кронштадта, когда стало известно о приближении отряда, собралось множество людей. К удивлению всех, один из кораблей оказался отсутствующим.

Командование флота, получив срочный отчет от командира отряда, распорядилось отменить все запланированные торжества в честь встречи. Тот самый корабль, которого не дожидались, — парусно-винтовой клипер «Пластун» — погиб с большей частью экипажа прямо у ворот родного порта.

«Пластун» взорвался, и эта трагедия стала одной из самых мрачных страниц в истории отечественного флота.

Архангельский проект

В 1856 году в Архангельске по инициативе вице-адмирала Степана Хрущова было начато строительство серии винтовых пароходов. Клиперы этого проекта оказались успешными, и уже в 1857 году четыре корабля были включены в состав флота.

Степан Петрович Хрущов. Адмирал, Архангельский Военный Губернатор, командовал морскими и сухопутными войсками в Архангельской губернии, в 1855 и 1856 годах.Степан Петрович Хрущов. Адмирал, Архангельский Военный Губернатор, командовал морскими и сухопутными войсками в Архангельской губернии, в 1855 и 1856 годах. Фото: Public Domain

Уже через несколько месяцев клипер «Пластун» был зачислен в 1-й Амурский отряд винтовых судов, отправлявшийся на Дальний Восток. За почти три года «Пластун» совершил кругосветное путешествие и в августе 1860 года должен был вернуться в Кронштадт.

За три года на «Пластуне» служили немало известных в будущем людей: журналист Александр Станюкович, брат писателя Константина Станюковича, будущий начальник гидрографической экспедиции Балтийского моря Евгений Березин, путешественник и искусствовед Алексей Вышеславцев.

«Имеете время привести судно в порядок»

Последний, кто служил на «Пластуне» врачом, перед возвращением в Россию был переведен на другой корабль, «Новик».

С его борта Вышеславцев наблюдал 18 августа 1860 года, как в начале шестого вечера «Пластун» взорвался. 75 членов экипажа погибли, спасти удалось чуть больше 30.

Скоро стало понятно, что на клипере произошел взрыв крюйт-камеры — помещения, в котором хранились порох и боеприпасы. Но почему это произошло?

Доктор Вышеславцев вспоминал: «Моряки, возвращавшиеся домой, находились в самом радостном настроении. Еще накануне с флагманского корвета был подан сигнал: „Имеете время привести судно в порядок“, — и на всех судах эскадры проводилась уборка: чистили, красили, мыли, скоблили, чтобы вернуться домой в том нарядном, безупречном виде, который присущ военным судам».

«Хозяин» крюйт-камеры

На «Пластуне» также наводили порядок в крюйт-камере, и этот процесс оказался довольно долгим и неприятным.

Ответственным за крюйт-камеру был артиллерийский унтер-офицер Савельев, который, по словам сослуживцев, был добродушным, но очень ленивым и не слишком исполнительным.

Проверяющие не раз указывали на беспорядок в крюйт-камере, но Савельев никак не мог устранить его качественно, за что и подвергался наказаниям.

Наказания на русском флоте включали телесные, хотя к середине XIX века многие офицеры считали это пережитком прошлого.

Пока «Пластуном» командовал капитан-лейтенант Мацкевич, взыскания в отношении Савельева не отличались особой жестокостью.

Два барона

Однако в 1858 году во время стоянки в Гонолулу Мацкевичу было предписано вернуться в Петербург, а вместо него командиром «Пластуна» стал лейтенант барон Дистерло. Старшим офицером на клипере был назначен барон лейтенант Розенберг.

Оба происходили из высокородных семей остзейских немцев и, как мягко утверждали в комиссии по расследованию взрыва, опираясь на показания выживших, следовали как духу, так и букве правил.

Уцелевшие после взрыва члены экипажа признались — Дистерло и Розенберг не только приказывали пороть провинившихся, но и регулярно прибегали к физическим наказаниям.

Савельев стал любимой целью для „воспитания“ со стороны двух баронов. Следствие установило: «Савельев, кроме своих непосредственных обязанностей, исполнял роль палубного и должен был следить за порядком в кубрике… Савельев был человеком ленивым, беспечным и не всегда трезвым. Строгость командира и старшего офицера нередко доходила до того, что, помимо телесных наказаний, ставили его на ванты, привязывали к бушприхту и били по лицу, так что редкий день проходил без унижений».

Ничто не мешало командиру заменить Савельева на более подходящего человека. Но, похоже, Дистерло и Розенберг уже не могли обходиться без унижений несчастного унтер-офицера.Картина Боголюбова "Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года".Гордость Петра. История становления Балтийского флота России Подробнее

В ожидании нового истязания

В тот самый момент, когда все остальные готовились к встрече с Родиной, завязший в уборке крюйт-камеры Савельев 18 августа получил приказ «по окончании явиться на ют». Там, на корме, проводились экзекуции над личным составом. То есть унтер-офицеру, независимо от того, как он на этот раз справится с задачей, предстояло испытать очередную порцию мучений.

Один из матросов, последним видевший Савельева, говорил, что он выглядел совершенно потерянным. А всего через несколько минут прогремел взрыв, жертвами которого стали и несчастный унтер, и оба барона.

Доказать, что Савельев умышленно подорвал крюйт-камеру, оказалось невозможным. Среди выживших матросов, кстати, существовало мнение, что все могло произойти случайно. Просто унтер-офицер, погруженный в невеселые мысли о предстоящем новом истязании, мог допустить ошибку, которая стала роковой.

Правды испугались, дело замяли. И напрасно

Вывод по делу «Пластуна» оказался совершенно скандальным — выходит, на русском флоте царят порядки, которые могут привести к самым тяжелым последствиям. В итоге взрыв был назван «несчастным случаем по неосторожности», вызванным халатным содержанием артиллерийской части. В связи с гибелью всех возможных виновников дело было закрыто.

Когда спустя несколько десятилетий вспыхнула революция, а матросы стали в ней ударным отрядом, много говорили о том, что причиной стали не самые демократичные порядки на флоте. А если бы кто-то решился довести расследование взрыва «Пластуна» в 1860 году до логичных выводов и озвучить их публично, возможно, и вся отечественная история могла бы пойти по несколько иному сценарию.

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы