На днях мне задали вопрос: как мы оцениваем год правления Собянина? Стала ли наша отрасль чувствовать себя лучше или хуже за это время? Задумавшись над этой темой, я пришел к выводу, что в целом особых перемен не видно. С одной стороны, объектов мелкорозничной торговли в Москве стало меньше в 3 раза. Арбузные развалы исчезли, и теперь эту ягоду можно купить только в магазинах на 20-30% дороже, чем раньше. Асфальт стали менять на тротуарную плитку. Оппозицию на Триумфальной перестали «бить по голове». Вот, пожалуй, и всё.
Что касается нашей отрасли — распространение газет и журналов — тут ситуация выглядит иначе. Чиновный люд, напуганный решительностью нового мэра, периодически впадал в панику и совершал «бронетанковые» нападения на беззащитные торговые объекты в Москве, торгующие газетами, журналами и книгами. В ноябре прошлого года по всей Москве начали демонтировать киоски прессы, отключать их от электроснабжения и арестовывать продавцов с помощью милиции. У Павелецкого вокзала даже подняли на грузовую платформу киоск вместе с киоскёром. Это беззаконие удалось остановить благодаря вмешательству вице-мэра Москвы Горбенко.
Вторая атака состоялась весной этого года, когда Москомархитектура предложила менять торговые объекты прессы на новые модели — нетехнологичные и дорогостоящие. Тогда паника охватила весь рынок, так как менять эту «уличную мебель» для отрасли было неподъемным делом. Издатели и распространители смогли достучаться до Департамента СМИ и Департамента потребительского рынка, и ретивых чиновников удалось остановить.
И вот новая напасть: в конце августа чиновники московских управ и муниципалитетов опять решили «наехать» на прессу. Они стали требовать поменять киоски, независимо от их состояния, на модели Москомархитектуры в течение нескольких месяцев. В дополнение к этому необходимо было покрыть территорию вокруг киосков тротуарной плиткой имени Собянина площадью до 20 кв.м. Самое удивительное, что эти новые требования стали неожиданностью не только для столичного медиасообщества, но и для департаментов правительства Москвы. Складывается впечатление, что в новую эпоху Собянина утратился механизм управления из Центра нижним уровнем чиновников.
На фоне этой позиционной борьбы принципиально новой краской в столичных баталиях вокруг СМИ стало решение Счётной палаты, обнаружившей в городе незаконные траты на содержание столичных СМИ в размере 1,5 млрд. рублей. Таковы итоги проведенной Контрольно-счетной палатой Москвы проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2008-2010 годах на развитие телевидения, радиовещания и печатных СМИ. Эти полтора миллиарда рублей, а на мой взгляд, сумма должна быть значительно больше, говорят о том, что в отношении нашей отрасли допускались серьезные искажения и деформация свободного рынка.
Полтора миллиарда — это не только удар по бюджету города, но и по свободному рынку. Это ограничение конкурентных отношений между СМИ, а в конечном счете, в этом таится большой коррупционный потенциал. В эпоху Лужкова коррупцией была пронизана вся столичная атмосфера. Стало ли в эпоху Собянина лучше? Выводы делать рано. В городе еще сохраняются зоны, которые остаются пространством без нужной прозрачности и вне общественного контроля. Одной из таких сфер является Московский метрополитен.
Попробуйте сунуться с инициативой открыть, к примеру, современный магазин прессы или медиасалон в прилегающем к метро подземном переходе. Мне известно, что многие независимые операторы московского рынка прессы это пытались сделать — результат был нулевой. Ответом от руководства Московского метро было молчание. Поэтому я задаюсь вопросом: останется ли зона Московского метрополитена сферой монополизма и коррупции или станет открытой и честной площадкой для нормального бизнеса в интересах Города?
Сможет ли команда Собянина справиться с этим «монстром» так же легко, как с выкладкой тротуарной плитки вместо асфальта? Во всяком случае, и по сей день зона Московского метро остается закрытой монополизированной структурой при полном отсутствии гласности и контроля со стороны столичного медиасообщества. В сталинскую эпоху чиновный люд, как известно, руководствовался принципом «трёх „У“ — Угадать, Угодить, Уцелеть». Все перекосы московских чиновников на местах за последний год говорят о том, что этот принцип продолжает владеть умами и сердцами этих граждан.
