Вчера на заседании Межрелигиозного Совета России главы и представители традиционных религиозных общин страны охарактеризовали акцию участниц панк-группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя как кощунство. Они также подчеркнули, что поддерживают осуждение этого акта, считая его направленным на раскол общества и разжигание розни между верующими и неверующими.
Относительно первого утверждения можно сказать, что это вопрос глубоко религиозный. Однако следует отметить, что не все православные верующие разделяют такую точку зрения. Более того, в российском уголовном кодексе отсутствует статья, которая бы определяла наказание за кощунство. Лично мне эта выходка в храме кажется отвратительной, и я считаю, что лучшее, что могли бы сделать её участницы — это принести публичные извинения. Также полагаю, что в их действиях присутствует «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», т.е. хулиганство. Эти люди должны понести наказание, однако юридический анализ говорит о том, что это скорее административное правонарушение, а не уголовное преступление.
Что касается второго утверждения, вопросы возникают не только у меня. Если говорить о «расколе общества» и действиях, «разжигающих рознь», следует вспомнить, против чего протестовали эти женщины. В частности, 8 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл, главный раввин России Берл Лазар, верховный муфтий мусульман России Талгат Таджуддин, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшев и другие высокие религиозные деятели фактически поддержали предвыборную кампанию одного из кандидатов в Президенты России — В.В. Путина. Тогда многие люди — христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, атеисты и приверженцы различных политических взглядов — были шокированы откровенно подобострастным тоном, с которым духовные лица обращались к политическому «вождю».
Это далеко не первый случай в истории России, когда главы «традиционных религиозных общин» публично поддерживали интересы власти, оттолкнув от себя множество людей, стремящихся к смене или трансформации этой власти. Лучшим подарком для сторонников ваххабитской пропаганды было бы сложно придумать, ведь они давно обвиняют официальное мусульманское духовенство в полном слиянии с светской властью. Вместо того чтобы стать объединительной силой для людей разных политических взглядов вокруг других, неполитических ценностей, высокие духовные лица выступили как агенты одной из сторон в общественном противостоянии. Такие действия действительно способствуют расколу общества и разжигают рознь как внутри верующих общин, так и между верующими и неверующими.
