О пользе арифметики

Одно дело социология, другое – идеология, третье – медиалогия. И отдельно есть здравый смысл и арифметика. В последних материалах СМИ сообщается, что по опросу ВЦИОМ, лидеры несистемной оппозиции стали более известны, но менее любимы и уважаемы. Проверим данные на пальцах.

О Навальном в феврале слышали 29 %, в сентябре – 48%. О Гудкове – 21 и 60 процентов. Об Удальцове – 13 и 39. Число избирателей у нас колеблется между 107 и 109 миллионами человек. Почему так – отдельный вопрос к ответственным за выборы, но это не претензия к ВЦИОМ. Приравниваем избирателей к взрослому населению, исключая лишенных права голоса по разным причинам. Заведомо ясно, что в выборку ВЦИОМ они не попадают. Для простоты округлим до 110 миллионов – если избирательная система может варьироваться в пределах миллиона, то нам, на пальцах, это простительно. К тому же точность замеров ВЦИОМ составляет плюс-минус 3%, что позволяет смело округлять.

Таким образом, в феврале имя Навального было известно примерно 32 миллионам граждан (плюс-минус 1 млн.), а в сентябре – 52 миллионам (плюс-минус 1.5 млн). У старшего Гудкова соответствующие цифры – 23 млн. и 66 млн. Возможно, трехкратный прирост связан с тем, что их двое – шанс столкнуться с фамилией увеличивается. Хотя главное, конечно, это драматическая история с изгнанием Адама из рая. За то, что вкусил от древа познания добра и зла.

Имя Удальцова в феврале вызывало отклик у 14 миллионов соотечественников, в сентябре – уже у 43 миллионов. В данном случае рост – его бесспорная заслуга. К Навальному из тех, кто о нем слышал, позитивное отношение было у 24 процентов, стало у 22. В пересчете на натуральные числа это означает, что было около 8 миллионов, а стало около 11 миллионов. Это десятая часть от общего числа избирателей. Отличный рейтинг, который гарантировал бы прохождение в Госдуму при нормальных выборах. То, что антирейтинг возрос еще больше, не имеет значения. Считают голоса тех, кто «за», а не «против». У Жириновского и его партии антирейтинг тоже немаленький, но с поддержкой в 10-15 процентов они уже шестой раз подряд присутствуют в Госдуме.

К Гудкову позитивное отношение было и осталось на уровне 24 процентов от всех, кто слышал эту фамилию. Следовательно, в натуральных числах у него рост с 5 миллионов до 16. Грубо говоря, 15% избирателей его поддерживают. Рейтинг в четыре раза выше официального результата, показанного лидером «Справедливой России» С. Мироновым в президентской гонке 4 марта (3.9% – не касаясь вопроса о фальсификации). Конечно, сопоставление условно, но рейтинг Гудкова, согласно данным ВЦИОМ, больше, чем у Жириновского (6.2% в марте 2012) и даже у Прохорова (8%). Мы же договорились: на пальцах, по-крестьянски.

У Удальцова симпатизантов было около 3 миллионов, стало 12. В пересчете на условный электоральный рейтинг – 11%. Как ни крути, опрос ВЦИОМ говорит о том, что лидерам несистемного протеста есть место в Госдуме. Понятно, что «съесть он съест, да кто ж ему даст»? Но это уже другая история. Каждый может самостоятельно пересчитать данные по Пономареву или Чириковой – дело не хитрое. Ясно, что их реальная популярность тоже заметно возросла.

В общем, как советует один известный доктор, держите себя в руках. И, как советует другой не менее известный доктор, не читайте советских газет до обеда. Интересный момент: о растущем антирейтинге СМИ обсуждают активно (и правильно, в этом их заслуга!), а про рост реального рейтинга – ни слова. «Л.И. Брежнев пришел к финишу вторым, а Джимми Картер предпоследним».

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы