Дмитрий Орешкин: Козлы в огороде

Если бы у России был президент, ему бы сейчас самое время заявить о себе. Вспомнить, что он гарант Конституции. Поручить Следственному комитету расследование массовых фальсификаций, распустить Центризбирком и объявить сплошной пересчет голосов независимыми комиссиями из представителей всех политических партий, прессы и НКО. Рейтинг подскочил бы вдвое. Показав характер, 4 марта он смог бы победить на честных выборах. Освободиться от административного ресурса, получить мандат от народа, а не от номенклатуры. Развязать руки на шесть лет. Чтобы не только рассуждать о модернизации, но и попытаться что-то сделать. Но все это – если бы у России был президент. А не интернет-приложение.

Вместо реальных действий – сообщение в фэйсбуке. Поручил разобраться с сообщениями. Типа, отдельные недостатки. Кому поручил – пожарной команде, скорой помощи, МЧС? Может, г-ну Чурову? Что за сообщения – от председателей, которым помешали мухлевать? Президента у России, увы, нет. Тот, кто исполняет его обязанности, позволил привязать себя к жернову под названием «Единая Россия» и пустился с ним в плавание по бездне вод. Светлая ему память. Незлой, в сущности, был человек. Только зря пошел в политику.

Из обихода исчезло словечко «тандем». Резко забыли. Это вообще о чем? Разве существовало такое выражение? Не упомним-с. Не так давно я пытался объяснить, что «тандем» – фейк для слабоумных. Либо Медведев игрок, либо придаток. Наверно, плохо объяснял. Г-н Марков с гневом отвечал, что не позволит вбить клин. Боже мой, куда вбивать-то?! Как раз тот случай, когда его хоть на голове теши.

Если президент способен вести самостоятельную политику, значит, уже не тандем. Если не способен – значит, еще не тандем. Короче, не смог объяснить. А теперь и объяснять не надо: и так ясно. Уж кидали-кидали Медведеву пасы. И в ноги, и за спину на рывок, и вразрез по диагонали. Не то, чтобы не принимал – а, кажется, даже и не видел. Он же у нас все больше по бадминтону. «Кто хорошо играет в бадминтон, тот быстро принимает решения». Вот-вот, как раз о решениях и речь.

Те, кто давал пасы, были правы: даже близкие к нулю шансы мирного выхода из вертикального тупика необходимо было использовать. Не вышло. Жаль. Если человек не игрок, то это надолго. Наверно, поэтому и назначили. Но, как сказано в известном кино про дурдом, надо было хотя бы попробовать.

Сегодня ситуация стала хуже. Предсказуемо. Как и в случае с тандемом. Перед властью развилка: либо по китайскому сценарию: площадь Тяньаньмэнь, цензура в Интернете, репрессии. Либо стравливать пар и вступать с кем-то в переговоры. Но с кем? И о чем? Переговоры Путина с Медведевым? Смешно: вертикали собственным украшением разговаривать не о чем. С Борисом Немцовым? Равносильно признанию поражения всей вертикальной стратегии.

Технологически невозможно, потому что тогда сдуваются все многолетние понты и вся дутая крутизна. Электорат не простит, на мартовских выборах наступит катастрофа. Без грубого чуровского волшебства он в первом туре явно не набирает 50%, а во втором проигрывает любому серьезному сопернику (хоть Зюганову). Даже при отчаянной помощи Чурова.

С кем договариваться о новой конфигурации, о гарантиях личной безопасности, нажитой непосильным трудом собственности и т.д.? Нет субъекта для толковища: ручную оппозицию он презирает и потому не верит. Она многократно кидала собственный электорат, соглашаясь на заниженный процент, который ей рисовали в Центризбиркоме. Кинет и бывшего начальника, как только почувствует силу. Это он знает твердо: с ними говорить не о чем. И не стоит. Подскажите, с кем – чтобы не потерять лица?

С Сурковым? Налицо радикальное отличие ельцинской ситуации 1999 года от путинской 2011. Ельцин (как к нему ни относись) самостоятельных людей не боялся. И потому в критический момент ему было с кем договариваться, из кого выбирать: Немцов, Степашин, Черномырдин, Примаков, Касьянов, Путин. Выбрал, как сумел… Не факт, что альтернативы были бы лучше. Не в этом дело: главное, был выбор.

А сейчас, после десяти лет вертикалестроения, пафосных разговоров про кадровый резерв и т.д. колода обнищала до неприличия. Что, Россия оскудела сильными и амбициозными людьми? Едва ли. Просто такова структура любого авторитаризма: через 10 лет глядь-поглядь – а вокруг лишь Чуров, да Якеменко, да Онищенко, да Грызлов… Ну, и еще несколько тряпичных персонажей из «системной оппозиции». Хоть бы Прохоров остался – и то можно было бы в четыре руки сыграть сколько-нибудь правдоподобную пьеску про «демократизацию», «смену курса», «готовность к переменам» и т.п.

Остается только водить хоровод с дедушкой Говорухиным из «Народного фронта», да нырять в желтой субмарине «Калина» за амфорами из магазина «Елисеевский». Плохие дела. Нормального выхода не просматривается ни лично для Путина, ни, что гораздо важнее, для России. Мы строили, строили, и вот, наконец, построили. Доигрались, козлы.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы