Я определенно чего-то не понимаю в этом мире. В тот момент, когда по миру пошла волна насилия из-за пародийного фильма «Невиновность мусульман», французский журнал публикует карикатуры, которые якобы оскорбляют Пророка Мохаммеда и мусульман в целом. На момент написания этих строк сайт журнала был атакован, и карикатуры мне не удалось увидеть. Однако, так же как это происходило с карикатурами в датском журнале несколько лет назад и с вышеупомянутым фильмом, французские карикатуры не играют ключевую роль. Те, кто сейчас собираются поджигать французские дипмиссии, их тоже не увидят. Им просто расскажут специально обученные люди, что эти творения снова высмеивают нашего Пророка и всех нас. И этих слов будет достаточно, чтобы поднять очередную волну антизападного настроения, не дождавшись, когда утихнет первая.
Я не понимаю простого вопроса: в чем смысл? Этот же вопрос я задавал и в связи с датскими карикатурами, когда многие издания начали их перепечатывать «в знак солидарности». Вы можете говорить о свободе слова и самовыражения, и это верно. Я тоже за эти идеалы. Можно также указать на то, что Франция, Дания, Америка, Россия и другие страны являются светскими государствами и что религиозные догмы не могут влиять на нашу жизнь. Но я все равно не улавливаю смысла публикации этих картинок именно сейчас.
Единственная цель их выхода заключается в том, чтобы подразнить исламистов! Никакого другого подтекста здесь нет. Посмотрите, что происходит: номер только-только вышел в продажу, еще никто не успел толком отреагировать, но Франция уже закрывает свои школы и посольства в 20 странах, предвкушая беспорядки и погромы. То есть люди понимают, какова может быть реакция на эти карикатуры. Нужна ли нам такая реакция? А если нужна, то зачем?
Это похоже на поведение культурного на вид человека, который приходит в зоопарк и начинает дразнить обезьяну в клетке. Вот мы, цивилизованные люди из свободного мира, а они — обезьяны со своим Пророком. И как славно их подразнить, позлить, чтобы они возмутились, а мы посмеялись.
Я повторю то, что сказал совсем недавно, когда происходили атаки на американские посольства. Идеалы свободы — свободы слова и самовыражения — стоит защищать. И если такая защита требует риска, то людям порой не страшно рискнуть жизнью. Но я не вижу смысла ставить под угрозу жизни людей ради распространения фильма или карикатур. В этих историях нет ничего, кроме желания сделать что-то назло другим людям. Здесь не идет речь о свободе слова или самовыражении. Это лишь кураж цивилизованного человека, который глумится над теми, кого считает дикарями.