Я провел на избирательном участке почти сутки. В шесть утра подъем, в пять утра отбой. Так что под конец мы с другими наблюдателями пришли к выводу, что являемся теми самыми работниками непрерывного производства.
Самым веселым моментом этих выборов стал подсчет голосов, когда все обратили внимание на стенд с увеличенной формой итогового протокола. На этом школьном стенде крупно было написано «Математические чудеса и тайны»! Впрочем, ни тайн, ни чудес у нас не оказалось. Если не считать чудом того, что, встретившись в пятницу днем чуть ли не врагами, в понедельник ночью мы расставались с комиссией чуть ли не обнимаясь. Могу с уверенностью сказать, что на нашем участке не было ни одного липового голоса, и все поданные голоса были учтены верно.
По предварительным данным, у Путина около 41 процента, у Прохорова более 27 с половиной процентов, у Зюганова 19 процентов. Но сейчас я не о результатах, а о самом процессе голосования и причинах, почему выборы на данном конкретном участке прошли абсолютно честно.
Все дело в том, что с одной стороны в комиссии были порядочные люди, а с другой стороны — чрезвычайно сильная команда наблюдателей. Члены избирательных комиссий зачастую допускают нарушения не по злому умыслу. Наше первоначальное недопонимание рассеялось именно тогда, когда наблюдатели указали конкретные пункты законов и инструкций, а спорные ситуации мы стремились разрешать без крика, опираясь на конкретные параграфы.
В нашей команде наблюдателей был уникальный парень Сергей Харламов. В какой-то момент казалось, что он в одиночку мог бы провести выборы, сосчитать голоса и проконтролировать все. Он знал почти наизусть все законы, инструкции и кодексы, на любой вопрос находил ответ в своей волшебной черной книге за минуту, и спорить с ним было совершенно невозможно.
Однако в комиссии были вменяемые люди, которые увидели в Сергее и в нас не врагов, пришедших ловить кого-то за руку или мешать Путину набирать голоса, а людей, единственной целью которых было, чтобы проголосовали все, кто действительно имеет на это право, и чтобы все голоса были правильно подсчитаны.
Судя по отзывам, такая картина оказалась характерной для Москвы, и результаты в столице значительно отличаются от результатов по стране. Это не только от того, что Москва более политически активна и либеральна. Главная причина в том, что либеральность и активность преобразовались в беспрецедентный общественный контроль за выборами.
У нас на участке было десять наблюдателей, помимо волшебного Сергея Харламова, было еще несколько хорошо подкованных людей, а новички вроде меня старались помогать чем только могли. Когда подобная ситуация будет наблюдаться по всей стране, мы сможем обеспечить хотя бы честное проведение голосования.