Ситуация со списыванием ЕГЭ по математике через социальную сеть «ВКонтакте» не следует воспринимать как простую техническую проблему. Спор не о том, в каких регионах это происходило, с какими телефонами и паролями пользовались участники мошенничества, и в каких классах учились юные «эксперты». Эта история иллюстрирует устройство нашего общества в целом.
Рассмотрим два ученика. Один из них старательно готовился к выпускному экзамену, пришел и пытался ответить на все вопросы самостоятельно. Рядом с ним другой ученик, который, пронесенный в класс мобильник, сфотографировал задание, отправил его на сайт и за деньги получил правильный ответ. Первый ученик демонстрировал свои знания и способности, в то время как второй проявлял хитрость и лукавство. При этом у первого ученика нет никаких гарантий получить высокую оценку, ведь выполнить ЕГЭ без ошибок крайне сложно. Второй же ученик может рассчитывать на гарантированный успех.
Таким образом, на экзамене по ЕГЭ мы видим обычную картину, знакомую из реальной жизни: те, кто прибегает к обману и воровству, часто добиваются большего, чем те, кто стремится к успеху честным путем. Нельзя сказать, что это что-то новое. Мошенничество существовало всегда, и жуликам всегда было проще, чем честным людям. Однако есть два нюанса, которые стоит отметить. Мы знаем, как ученики списывали, но как же через час после начала экзамена в сети оказались правильные ответы? Учителя, чиновники из министерства образования, курьеры с конвертами – кто именно слил эти данные?
Это пример выдающейся, взаимовыгодной схемы: одна группа жуликов организует экзамен, другая – за деньги его проходит, и все довольны. За исключением тех, кто пытался честно сдать экзамен. Главное, что такая возможность появилась после введения системы ЕГЭ как формы проверки знаний. Когда экзамен сведен к набору определенных вопросов и ответов, как кроссворд, где ответы уже опубликованы на последней странице, и остается лишь заглянуть туда.
Школа должна в первую очередь учить студентов думать. Обучение должно состояло в том, чтобы добывать знания, а не просто получать их. Наша образовательная система, начиная с советских времен, лишь настраивала на зубрежку, запоминание и привязывала к мнению учителя, исключая возможность других точек зрения. ЕГЭ лишь подчеркивает этот идиотизм. Учись наизусть, чтобы сдать, а затем забудь через два дня. А можно даже и не учить, а просто купить ответы. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что ЕГЭ идеально подходит для воспитания только двух категорий людей – жуликов или бездумных исполнителей.