Наталья Васильева, пресс-секретарь Хамовнического суда, дала сенсационное интервью, в котором подтвердила, что на судью Виктора Данилкина в ходе второго процесса над Ходорковским оказывалось давление.
В первую минуту я даже не воспринял это как сенсацию. Послушал новости про помощницу судьи Данилкина, заявляющую, что Данилкин приговор Ходорковскому и Лебедеву писал не сам, а лишь зачитал то, что навязали ему сверху. Потом я услышал эту новость еще раз. Затем прочитал. И теперь понимаю, что это очень важно. Но совру, если скажу, что считаю это чем-то сногсшибательным. Васильева просто сказала вслух то, что и так было понятно. Мы не знали точных деталей, но и после ее выступления не знаем многого. Технические детали не так важны.
Боюсь, что сейчас разговор пойдет о том, почему Васильева вдруг решила разоткровенничаться. И хлынут версии. Одни скажут, что ей заплатили, другие — что она просто честный человек. Одни скажут, что это провокация, другие — что она герой. И что теперь будет с судьей Данилкиным? Что ответит Мосгорсуд? Кто конкретно писал приговор? Кто давал Данилкину указания? Могу продолжать задавать подобные вопросы и рисовать повороты сюжета. Но все это, по сути, имеет глубоко второстепенное значение.
Это было бы важно, если бы мы жили, простите за банальность, в правовом государстве с независимым судом и демократическими институтами. Тогда действительно стали бы важны все эти детали, потому что пришлось бы искать истинных авторов приговора, устанавливать по часам и минутам, с кем встречался Данилкин, проводить стилистические экспертизы. Обратили бы внимание на тот факт, что Данилкин читал этот приговор демонстративно отстраненно, вызывающе бездушно. Как пономарь, как машина. Большую часть слов было не расслышать. И это было одним из сильнейших впечатлений от процесса.
Потому что бесчеловечная Фемида вынесла неодушевленный приговор. Но еще раз повторю: все это второстепенно и не пригодится нам. Истинные авторы приговора Ходорковскому и Лебедеву находятся не в Мосгорсуде. Уверен, Мосгорсуд также ходил на поклон, получал инструкции и об него точно так же вытирали ноги. У Мосгорсуда была такая же техническая функция. Кто автор приговора, мы прекрасно знаем. Судья Данилкин приговор просто зачитал. Возможно, его писали в Мосгорсуде, помогали в Администрации Президента, ФСБ или еще в каком-то месте — бог его знает. Но никакого пересмотра дела не будет. Судьба Ходорковского и Лебедева, увы, не изменится. Разве что позора от всей этой мерзости стало еще больше, хотя, казалось бы, куда уж больше-то.