Российская фундаментальная наука находится в катастрофическом состоянии – если руководство страны не примет необходимых мер, ее ждет коллапс, уверены российские ученые, работающие за рубежом. «Утечка мозгов» за границу будет продолжаться, наука мирового уровня в стране исчезнет, а многие знания будут утрачены, предупредили они в открытом письме президенту Российской Федерации.
Однажды думская комиссия по этике изучала выступление человека, который находился в Багдаде; судя по поведению, он не был вполне трезв и ругался матом, обращаясь к Джорджу Бушу. Несмотря на все усилия, комиссия так и не смогла узнать в этом человеке Жириновского, но его слова безусловно пополнили золотой фонд. Например, такие: «Ночью наши ученые чуть-чуть изменят гравитационное поле земли, и вся твоя страна окажется под водой», – так обращался к Бушу человек, похожий на Владимира Вольфовича. Эта фраза-мечта стала гимном отечественной науке, которая может все, даже не имея средств к существованию.
Но за тридцать лет до Жириновского другой Владимир – Семёнович – спел нашей науке другой гимн:
«Товарищи ученые, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.»
Мы можем упрекнуть авторов письма, что они в поисках легкой доли уехали за рубеж, а теперь оттуда учат нас жизни и бьют в свой импортный набат. Вероятно, значительная часть граждан именно так и поступит. Мы патриоты, живем на родине, а эти укатили за океан и в Тель-Авив, работая на чужого дядю.
Проблема нашей науки заключается даже не в том, что на нее тратят мало денег, а в том, что ученый человек не считается у нас уважаемым. О таких всегда уничижительно отзывались как об «умниках» и «очкариках». А еще с презрением говорили «интеллигент» или «интеллигентик», подразумевая, что это размазня и бездельник.
Не случайно прошли долгие годы, прежде чем в советской стране деятелей науки и культуры перестали считать низшим сословием, и государство рабочих и крестьян признало «трудовую интеллигенцию». Признало потому, что без этих «очкариков» трудно было делать атомную бомбу, танки и ракеты.
Когда нам говорят о том, как успешно развивалась и как высоко ценилась наука в Советском Союзе, не стоит забывать, что особенно ценилась и развивалась та наука, которая работала на оборону. Такая тогда была у нас жизнь. В российские времена жизнь изменилась. Воевать мы ни с кем уже не собирались, и все мысли стали только об извлечении прибыли. Прибыль особенно хорошо извлекается из нефти и газа – это польза скорая и осязаемая. А от науки польза непонятно какая, и будет она непонятно когда. Так что пускай трудятся ученые заграничные, а все, что они придумают, мы потом просто купим на нефтедоллары.