Антон Орехъ: Ясная память

Прощание с Ясеном Николаевичем для нас, журфаковцев, стало символом прощания с юностью, которая у каждого пришлась на свое время. Засурский на журфаке чуть не застал Сталина у власти, а деканом чуть не дотянул до президента Медведева. Все мы, имеющие диплом факультета журналистики МГУ, вышли из его гнезда.

Научить журналистике, конечно, невозможно. Это либо дано, либо нет. Хотя талант можно развить, а можно и загубить. И не все из нас, кто поступал на журфак на рубеже 80-х – 90-х, потом пошли с дипломом в профессию. Но я не знаю ни одного человека, который вспоминал бы журфак Засурского без удовольствия.

Учили нас разному. Были предметы бесполезные и даже вредные. Мы застали тот момент, когда аббревиатура звучала не СМИ, а СМИП, то есть «средства массовой информации и пропаганды». В нашей программе присутствовал и этот кошмар. Кто мог подумать, что он вернется?

При этом у нас были отличные преподаватели, глубоко знавшие свой предмет. Учебники читали с увлечением, как интересные книги. Нас не очень готовили к реальной работе в редакциях, но журналистами не становятся в вузах, потому что живую практику ничто не заменит. Настоящие зачеты и экзамены ты сдаешь перед публикой, а не перед преподавателями.

Тем не менее, эти пять лет подарили нам неплохое общее образование, возможность почувствовать себя взрослыми и начать работать, не отрываясь от учебы. А главное на журфаке было вовсе не это – атмосфера! Нигде такой не было – можете не переубеждать! Мы с радостью приходили на факультет каждый день, хотя, конечно, никому из студентов не нравились сессии, хвосты и пересдачи. Но после советской школы контраст был поразительным. К нам относились с уважением, и, при всех советских традициях и условностях, журфак был свободной территорией духа.

Говорят, что так было не только в разгар Перестройки, когда учились мы, – так было всегда, пока факультетом руководил Ясен Засурский. Ему удавалось сохранять этот дух свободы и находить компромиссы с начальством. Важно отметить, что журналистика и пропаганда были частью идеологии, и хотя наш факультет стоял отдельно от остальных факультетов МГУ, тихо оставаться в стороне ему не удавалось.

Из стен журфака вышли самые разные люди: выдающиеся журналисты и не самые лучшие пропагандисты. Но Засурский дал всем нам возможность осмысленно выбрать свою дорогу в профессии. А что мы выбрали – уже зависело от нас самих.

Что касается факультета в последние годы, я слышал разное, в основном грустное. Ясен Николаевич ушел, когда уже не мог оставаться на своем посту ни физически, ни морально. Но пока он был среди нас, дух свободы все еще сохранялся. Светлая ему память. Светлая и Ясная.

ЧЕМУ НАУЧИЛИ ОРЕХА – ЧИТАЙТЕ В ЕГО ТЕЛЕГРАМЕ.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы