Когда возникает желание сурово наказать кого-то, важно точно знать, кто именно виновен. Чтобы наказать лишь того, кто действительно этого заслуживает. Формально наш самолет был сбит турецким летчиком, но приказ на уничтожение самолетов отдавалось высшим руководством, в том числе Эрдоганом. Таким образом, атаковать следует именно турецкое государство.
Поскольку решать военные конфликты с Турцией мы пока не планируем, необходимо отвечать турецкому государству всеми доступными мирными средствами, не забывая при этом различать государство и народ. Можно ограничить поставки в рамках Южного Потока, отозвать посла, разорвать контракты с турецкими компаниями, отказаться от поездок на турецкие курорты или от турецких фруктов и одежды. Но нельзя мстить простым людям.
Тысячи русских женщин связали свою судьбу с турками. Их мужья живут и работают здесь, у них есть дети. Что же теперь, разводиться из-за Эрдогана? Или всем вместе уезжать в Турцию? В Казани за футбольный клуб «Рубин» уже много лет выступает любимец города, лидер и капитан команды Гёкдениз Карадениз. Его что, тоже нужно вышвырнуть?
Закрытие Российско-турецкого научного центра в Библиотеке иностранной литературы вызывает недоумение. В чем виновата библиотека? Именно культура и живое человеческое общение часто спасали от вражды и недопонимания. А вместо этого мы сворачиваем контакты между вузами. Кому мы навредим, кроме собственных студентов?
Если мы не будем общаться, как сможем понять, что турки, в общем-то, нормальные люди и не каждый из них — Эрдоган? Как турки узнают, что русские не параноики и что у нас есть другие имена, кроме Иван и Владимир Владимирович?
Почему любой конфликт с другой страной за считанные дни перерастает в ненависть ко всему, что с ней связано, переходя на бытовой уровень? Вспомните, как во время ссоры с Грузией начались тотальные облавы на грузин! Или как после Майдана братский народ стал фашистами! Мы ненавидим американцев, поляков, прибалтов – всех, с кем что-то не поделили. Ненавидим даже своих граждан, выделяя «лица кавказской национальности» и отлавливая их в метро и на улицах просто по внешнему виду.
Прошла неделя с момента сбития нашего самолета, и турки уже стали пособниками террористов. Причем, речь идет не только об Эрдогане, но и о миллионах людей. Наш патриотизм, кажется, ярче всего выражается в ненависти к другим. Когда разница между президентом, с которым поссорился Путин, и целым народом стерта.
В текущей ситуации нет ничего более глупого, чем сворачивать культурные, научные и образовательные программы с Турцией, ведь в будущем нам придется общаться лишь глядя друг на друга в прицел.