Мне кажется, что я никогда в жизни не побываю во Владивостоке. По крайней мере, за свой счет. Разве что в гости позовут и дорогу оплатят. А так – вряд ли. И далеко, и дорого. А теперь такое путешествие становится вообще роскошью. Этого и следовало ожидать: когда крупнейший авиаперевозчик фактически прекращает существование, количество пассажиров не становится меньше, а вот самолетов – значительно. Цены на билеты поднимаются на порядок. Сегодня, говорят, полет от Сахалина до Москвы стоит 180 тысяч рублей. Из Приморья – 100 тысяч. У людей должно быть такое дело в Москве, что кровь из носу, чтобы полететь. А у жителя столицы, скорее всего, дел на Сахалине и в Приморье вовсе нет.
Я думаю, что одна из главнейших проблем нашей страны – это ее размеры. Мы не знаем, что делать с такой огромной территорией, не понимаем, как ею управлять и как ее осваивать. Какая может быть коммуникация и мобильность населения, если простой переезд из одной точки в другую обойдется в несколько месячных зарплат? Какое развитие может быть, если число авиакомпаний не увеличивается, а сокращается, и, кроме, наверное, «Аэрофлота», никакая другая фирма не может быть уверена в будущем?
У нас все это уже было: гигантские транспаранты «Летайте самолетами «Аэрофлота» — как будто у людей был выбор, чем летать. Но сейчас выбор еще какой-то есть. Можно летать даже за границу. Однако получается, что дешевле долететь до Парижа или даже до Америки, чем до другого города в своей стране. Страна, которая не связана транспортной сетью, фактически не является единой. Чтобы попасть в соседний город, человеку иногда приходится лететь сперва в столицу, а потом из столицы туда, куда ему надо, делая крюк в тысячи километров.
В большинстве городов нет нормального аэропорта. Да и железная дорога есть не везде. Вспомните, как начали массово отменять электрички! Если бы не личное распоряжение Путина, электрички отменили бы. И люди не то что до Москвы – до областного центра не смогли бы доехать! Нет даже нормальных автодорог. Как такое возможно, что с наступлением зимы или в распутицу самое необходимое куда-то приходится доставлять вертолетами, и огромные пространства суши словно отделены океаном от остальной страны, которую иногда называют большой землей?
Нас призывают отдыхать в России, путешествовать по стране. Да кто же против! Но вот мы проехали с пробегом по далеко не самой отсталой части России – и на сотни километров между городами нет никакой нормальной инфраструктуры, нет связи, нет шансов дождаться помощи, если, не дай бог, что-то случится. В таких условиях Россия лишь номинально является одной страной, а по факту давно разбита на части, которые автономно существуют, но при этом непрерывно получают указания из центра, где даже не понимают, какие у регионов реальные потребности.
Вот и получается, что единственное, что связывает нас всех вместе прочно – это телевизор. Но это уже другая история.