Когда четыре лидера со своими свитами 17 часов заседали в Минске, на свет появился документ, скорее подходящий для Диссернета. 17 часов понадобились, чтобы под видом новых мирных договоренностей представить тщательно перелицованные на грани плагиата старые. Четыре лидера даже не захотели все это подписывать, доверив подписывание одному бывшему президенту, паре полевых командиров, провозгласивших себя действующими президентами, какой-то женщине из ОБСЕ и Зурабову. Понятно, что эти договоренности стоили немногим больше предыдущих и немногим больше той бумаги, на которой их отпечатали. 17-часовая гора родила мышь. Но была надежда, что на какое-то время хотя бы перестанут стрелять, что удастся спасти хоть сколько-то жизней с обеих сторон. Хотя бы это. Но и этого не получилось.
В минских параграфах были изначально заложены сомнительные задания, а механизмов их исполнения не предусмотрели. Перемирие вместо немедленного сделали отсроченным, дав обеим сторонам возможность пострелять вволю и успеть до формального прекращения огня отвоевать что-то друг у друга. Ничего не решили и с Дебальцево. Даже не смогли определиться с тем, что там вообще происходит. А когда непонятно что происходит, это отличный повод для дальнейших неопределенностей. Перемирие фактически так и не наступило, а за Дебальцево развернулась схватка, судя по всему, не хуже прежней.
Все-таки, мы недостаточно внимательно слушаем президента России, который в день минских переговоров сразу отметил, что с Дебальцево будут проблемы и что лучше бы украинским силовикам сложить оружие. Путин в этом смысле оказался прекрасным оракулом. Обещал проблемы – и вот вам проблемы. Надо бы сдать оружие, значит, будут сдавать. Не хотят – заставим. Конечно, Дебальцево – это стратегически важный пункт. Но кто бы ни взял под контроль этот узел, войну все равно не выиграть в ближайшее время никому. Скажу больше: сам процесс боевых действий сейчас может быть важнее результата.
12 февраля в Минске переговорная гора родила дипломатическую мышь. Теперь выясняется, что и мышь может родить. Минская дипломатическая мышь привела к новой битве, не дав состояться даже формальному перемирию. И это хорошая новость для полевых командиров, которые нужны только в условиях войны. Возможно, это хорошо и для Лукашенко, который вновь радушно распахнет двери белорусской столицы для очередного раунда бесполезных переговоров.