Чеченский парламент выдвинул предложение о наказании родственников террористов, включая конфискацию их имущества и банковских счетов. Однако касается это не всех членов семьи подряд, а только тех, чья причастность к терроризму будет подтверждена. После неоднократных резких заявлений Рамзана Кадырова и загадочных поджогов домов в Чечне, инициатива местных депутатов выглядит вполне логично.
В случае принятия такого закона произойдет легализация тех действий, которые фактически уже имеют место. Сын ответит за преступления отца — точнее, отец будет отвечать за сына, а вместе с ним также мать и братья. На самом деле, российское законодательство уже сейчас предполагает наказание не только для самих террористов, но и для тех, кто им помогает. Не имеет значения, являются ли пособники бандитов родными, друзьями или просто знакомыми: если помощь была оказана, значит, человек — соучастник. А соучастников ждет суровое наказание.
Однако возникает вопрос: зачем выделять родственников в отдельную категорию, когда в действующем законодательстве все уже прописано? Ответ прост — страх. Доказать пособничество террористам в отношении постороннего человека достаточно сложно. А вот с родственниками все иначе. Могут ли родители не знать, чем занимаются их дети? Оказываясь в террористических ячейках, они развивают навыки обращения с оружием и строят планы — и неужели родители остаются в неведении?
Именно в этом и заключается суть чеченского закона. Вину родственников, скорее всего, не придется доказывать, и им самим придется подтверждать свою невиновность. Семьи на Кавказе, как правило, большие и многие окажутся под подозрением. Если поправки будут приняты, эти люди станут потенциальными заложниками. Не уследив за непутевым сыном, который попал под влияние ваххабитов, родители рискуют оказаться в тюрьме, лишившись всего.
Террористам придется помнить, что за их действия ответит вся семья. Уверенно можно сказать, что у данного закона найдется множество сторонников, возможно, даже большинство. Люди любят простые решения на сложные вопросы. Сложный вопрос заключается в том, поможет ли такая мера победить террор? Разве террористами становятся лишь те, за кем плохо следят родители? Как вы думаете, человек, готовый идти на смерть или убивать, будет сильно переживать за своих родителей и остановит ли его угроза конфискации имущества?
Вопрос также заключается в том, кто будет определять причастность или непричастность. Очевидно, что под горячую руку могут попасть многие невиновные. И после того, как у них без вины отнимут имущество, лишив дома и сбережений, не пойдут ли они к террористам, и не пополнят ли ряды подполья?