Сюжет Герои СВО Полковник Олег Ештокин. Фото из личного архива героя публикации
«Когда ко мне близко подошёл украинский дрон, время будто остановилось. Мы посмотрели друг на друга, и он снова поднялся в небо. Конечно, были моменты, когда испытывал страх, но я понимал, что не могу подвести своих товарищей, с которыми прошёл через огонь и воду», — делится воспоминаниями полковник Олег Ештокин.
Недавно он был награждён орденом Мужества из рук министра обороны Андрея Белоусова. Путь к этой награде прошёл через химическую атаку, минометные обстрелы и urban combat. При этом, полковник старался выполнить главную задачу — сохранить жизни своих бойцов.
«Я — не герой»
На самом деле, до 2024 года Олег Ештокин не имел значительного боевого опыта. Однако он честно прошёл долгий путь от рядового до полковника. Его военная карьера стартовала в 1996 году.
«Я родом из Орла, — рассказывает офицер. — С детства интересовался военной историей. Многие мои родственники участвовали в Великой Отечественной войне, и я любил слушать их истории. В итоге, во время срочной службы я решил поступить в военное училище. В 1997 году стал курсантом, в 2002-ом выпустился и остался служить в этом же училище, где командовал взводом курсантов, затем ротой, занимался преподаванием. Позже перевёлся в Военный университет Министерства обороны, где сейчас возглавляю факультет психологии».
Полковник Ештокин. Фото: Фото из личного архива героя публикации
В 2022 году, когда началась специальная военная операция, контракт полковника Ештокина подходил к концу. Он мог бы спокойно уйти на заслуженную пенсию, но решил не делать этого.
«Я подумал, что уходить из армии в такой момент было бы просто нечестно. Поэтому заключил новый контракт. В 2024 году я отправился в свою первую командировку на СВО в группировку войск „Север“, как преподаватель Военного университета. Сначала мы с другими инструкторами обучали новобранцев. Объясняли, как вести себя на задании, как спасти свою жизнь и жизнь товарищей, а также вести точный огонь по противнику. Однако всё вышло несколько иначе, и мне пришлось не только обучать бойцов, но и вести их в бой. Я — не герой, не могу так себя называть, просто оказался в нужное время в нужном месте и смог более-менее сориентироваться», — утверждает собеседник.
«Внимание! Государственная граница Украины. Проход запрещен». Фото из личного архива героя публикации
Шарики с газом с неба
Ситуация на фронте меняется стремительно и непредсказуемо. Судьба подбросила вызов полковнику Ештокину, который его принял. Ещё на полигоне он получил позывной Мужик, и именно под этим позывным в ночь с девятого на десятое мая 2024 года отправился в атаку вместе с теми, кого не так давно обучал на полигоне.
«Мы начали наступление на Волчанском направлении, чтобы как можно дальше отодвинуть врага от российской границы. Двигались от рубежа к рубежу, — вспоминает Олег. — Поскольку многих из тех, с кем я шёл в бой, я знал лично, я продолжал подсказывать им и в боевой обстановке. Например, у нас было железное правило: если мы не идём, то копаемся, то есть зарываемся в землю, иначе защититься от украинских БПЛА было просто невозможно. Однажды, когда мы маршировали в лесополосе, сначала услышали треск дронов в небе, легли на землю, а потом на нас посыпались желтые шарики. Это было американское отравляющее вещество и ядовитый газ, который воздействует на кожу. А я как раз незадолго до этого наткнулся на статью об этом в интернете. Их нельзя было трогать. Я и сообщил своим ребятам о том, что делать. Потерь во время того марша не было».
Полковник Ештокин обучает добровольцев на полигоне в тыловом районе СВО. Фото из личного архива героя публикации
В доме майора ВСУ
В десятых числах мая полковника Ештокина вместе с его полком перебросили в район села Таволжанка. Здесь бойцы должны были подготовиться к предстоящим городским боям.
«Ребята, которые пришли ко мне, до этого были гражданскими людьми. Но у них было главное — желание учиться и стремление не только защитить себя, но и победить. Помню одного бойца, лет сорока, на гражданке он работал простым работягой, его позывной был Партизан. Как-то спрашиваю его: „Почему ты решил сменить профессию на старости лет?“. А он просто и без замедления отвечает: „Хочу, чтобы моя дочь знала, что папа не трус“. И таких, как он, было не один и не два», — говорит полковник.
Наконец для бойцов под командованием Мужика настало время Х. Начались бои в одном из населённых пунктов на Волчанском направлении. Продвигаясь от улицы к улице, вчерашние сантехники, строители и бухгалтеры вытесняли врага с насиженных позиций. Добравшись до кирпичного дома, штурмовая группа Ештокина закрепилась в подвале. На незнакомой улице бойцы заняли круговую оборону в нескольких строениях, неподалёку протекала река Волчья, которую бойцы между собой называли просто Волком.
Личные вещи майора ВСУ. Фото из личного архива героя публикации
Скоро стало ясно, что в этом доме раньше жил офицер ВСУ.
«В шкафу была форма, майорские погоны и англо-украинский словарь в тумбочке. Мы нашли интересную тетрадь с финансовыми записями, кто и сколько ему скидывал, так сказать, „на перемогу“. Наверное, он собирал деньги со своих подчинённых, — вспоминает мой герой. — Мы какое-то время находились в этом доме, точнее в подвале, потому что снаружи небо было абсолютно „грязное“, вражеские беспилотники кружили очень много. Тем не менее, всё равно приходилось иногда выходить на поверхность, я отлично помню момент, когда дрон украинский ко мне подлетел, время будто остановилось. Мы посмотрели друг на друга, и он снова ушёл в небо. Конечно, в моменты страха я понимал, что не могу подвести своих товарищей, с которыми пережил много трудностей. Тем не менее, этот подвал действительно нас спас, поскольку польские миномёты обстреливали нас, и „Бабки Ёжки“ сбрасывали, но ничего, мы всё выдержали».
Личные вещи майора ВСУ. Фото из личного архива героя публикации
Главное в бою — юмор
С этим принципом Олег Ештокин прошёл через все фронтовые испытания. Легко, по делу и с юмором он общался с бойцами.
«В те тяжёлые дни мы были вместе с моим товарищем, также офицером Военного университета, Юрой Беляевым. Человек редкой смелости, в самые трудные моменты был рядом, помогал руководить людьми, — говорит Олег Ештокин. — Мы изначально решили, что всегда будем улыбаться, чтобы поддерживать боевой дух бойцов. Они смотрели на нас и понимали, что ещё не вечер, и всё будет хорошо. Помню, как с Юрой спасали одного парня, его ранило осколком в ногу. Я тащил его на себе и постоянно общался с ним, даже, кажется, анекдоты рассказывал. И он мне отвечал, смеялся. Так мы дотащили его до подвала, оказали первую помощь. Затем переждали ночь под землёй. Всё это время я не прекращал общение, поддерживая его. Если задуматься, это всё человеческая психология. Теперь я рассказываю эту историю курсантам своего факультета, чтобы они понимали, насколько важна и нужна их специальность в армии».
Олег Ештокин (справа) и Юрий Беляев. Фото из личного архива героя публикации
Самое трудное — выходить
В итоге, спустя некоторое время полковник Ештокин получил приказ выводить своих людей из Волчанска в тыл, по ротации. Казалось бы, всё закончилось, можно выдохнуть. Однако Мужик понимал, что отвезти людей в безопасный район будет не легче, чем наступать.
«Конечно, обратный путь для нас тоже был максимально опасным. Мы перемещались в основном ночью, опять же из-за дронов. Помню, был такой случай, мы с Юрой ехали на „Багги“, и с нами был водитель. Честно признаюсь — в тот раз нас спасли только иконки на панели. На наш транспорт началась охота вражеской фипивишки. К счастью, мы вовремя заметили её с помощью детектора. Её боевое оснащение — обычная пластиковая бутылка, начинённая пластитом и поражающими элементами. Мы едем, и „птица“ начинает сброс, я инстинктивно наклонил голову вниз. И в этот момент рядом раздаётся взрыв, меня слегка контузило, но если бы я не пригнулся, то мог бы не выжить. Мне потом предлагали сразу эвакуироваться в госпиталь, но я отказался, потому что нужно было завершить дела», — убеждён полковник Ештокин.