Операция под прикрытием: как затонувшие субмарины стали ключом к поиску «Титаника»

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком «Титаник» «Титаник» Public Domain

Погибель океанского лайнера «Титаник» не считается самой крупной морской катастрофой, но она, безусловно, обрела статус самой легендарной благодаря сопутствующим обстоятельствам.

Место катастрофы века было потеряно

То, что самый усовершенствованный на тот момент с технической точки зрения пассажирский корабль разбился в своем первом рейсе, не могло не пробудить интерес у мистиков и конспирологов.

Кроме того, сам «Титаник» исчез на долгие десятилетия — место его гибели просто не могли найти.

Лайнер затонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, унеся жизни полутора тысяч пассажиров и членов экипажа. Из-за того, что глубина в районе катастрофы «Титаника» составляет несколько километров, его обнаружение средствами начала XX века оказалось невозможным.

А в 1950-х, когда вопрос поиска был решен более практично, выяснилось, что известно лишь приблизительное место происшествия. Определение координат в 1912 году было не самым точным — искать «Титаник» следовало в зоне диаметром около 100 километров.Операция под прикрытием: как затонувшие субмарины стали ключом к поиску «Титаника»Сколько людей действительно спаслось с «Титаника»? Подробнее

По стопам отца советской космонавтики

В конечном итоге успех в поисках был достигнут по тем же причинам, по которым Сергей Королев добился успеха в реализации советской космической программы.

Основной задачей, которую решал Королев, было создание средства доставки ядерного заряда на территорию США. Выполняя военный заказ, советский конструктор оставил возможность замены боевого заряда на мирный груз. Так был создан первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

«Королевым» в истории «Титаника» стал исследователь океана и одновременно офицер ВМС США Роберт Баллард. Баллард, занимавшийся усовершенствованием малых беспилотных подводных аппаратов, еще в 1970-х годах заинтересовался подводной археологией и загадкой места гибели «Титаника» в частности. В 1977 году он организовал первую экспедицию по поиску «Титаника, но она оказалась неудачной.

Роберт Баллард.Роберт Баллард. Фото: www.globallookpress.com

«Титаник» как прикрытие: что было основной задачей поисков?

Тогда Баллард осознал, что решить поставленную задачу он сможет, если привлечет к делу возможности ВМС США.

Командование американского флота не интересовало никакой «Титаник». Однако адмиралы хотели обследовать места крушения двух подводных лодок — «Трешер» и «Скорпион». Поиск легендарного корабля начала века должен был служить прикрытием.

10 апреля 1963 года американская подводная лодка «Thresher» класса Permit затонула во время проведения испытаний на глубине 2500 метров.10 апреля 1963 года американская подводная лодка Thresher класса Permit затонула во время проведения испытаний на глубине 2500 метров. Фото: РИА Новости/ Инна Зайковская

CNN приводит слова Роберта Балларда: «В то время люди, по крайней мере многие, не знали, что поиски „Титаника“ были прикрытием для сверхсекретной военной операции, которую я проводил как офицер военно-морской разведки… Мы не хотели, чтобы Советский Союз узнал, где находится наша субмарина».

Атомная подводная лодка «Трешер» погибла в апреле 1963 года во время погружения с целью проверки прочности корпуса на предельные нагрузки. Из-за технических недостатков конструкции и некачественно выполненных работ субмарина получила повреждения, после чего была раздавлена гидростатическим давлением.

История «Скорпиона» еще более загадочна. В мае 1968 года американская АПЛ получила приказ наблюдать за группой советских кораблей в районе Азорских островов. После того как субмарину обнаружила советская подводка К-135, американские подводники некоторое время маневрировали, а затем сменили курс. Позже советские акустики зафиксировали звуки, похожие на подводный взрыв.

После нескольких недель поисков обломки «Скорпиона» были найдены на дне. Погибло 99 членов экипажа.

USS Scorpion (SSN-589) — атомная подводная лодка ВМС США.USS Scorpion (SSN-589) — атомная подводная лодка ВМС США. Фото: ru.wikipedia.org

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что лодка превысила допустимую глубину и затонула. Однако это не дало ясного объяснения. Американцы рассматривали версии умышленной атаки со стороны К-135 или столкновения по неосторожности. Но ни один из этих вариантов не нашел подтверждения. Наиболее вероятной причиной крушения считается поражение штатной торпедой американских ВМС Mark-35.

Согласно данной версии, на «Скорпионе» произошла нештатная ситуация с боеприпасом, и командир отдал приказ избавиться от опасной торпеды, выстрелив ей из торпедного аппарата. Однако торпеда, сработав должным образом, не обнаружила цели и затем при маневре направилась непосредственно на «Скорпион».

«Кометный след» погибших кораблей

Роберт Баллард получил задание: выполнить военную миссию, прикрываясь поисками «Титаника». На реальную поисковую операцию отводилось минимальное время.

Исследователь согласился и получил в свое распоряжение судно R/V Knorr и глубоководный исследовательский аппарат «Арго».

Баллард полностью справился с военной задачей, а 22 августа 1985 года вернулся к поискам «Титаника».

Операция под прикрытием: как затонувшие субмарины стали ключом к поиску «Титаника»«Титаник». Фото: Кадр из видео

Специалист признавался, что обнаружил лайнер благодаря своему опыту работы с субмаринами. Все предыдущие поисковые попытки «Титаника» основывались исключительно на поиске самого корабля. Но Баллард, исследуя место гибели «Скорпиона», заметил, что подлодка, разрушаясь, продолжала двигаться вперед, оставляя за собой целую цепь обломков, растянувшуюся на мили. Этот «кометный хвост» было легче обнаружить, а по нему уже можно было выйти на район, где лежит сам корабль.

Исторический момент

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 00:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Успех Роберта Балларда безусловно можно считать одним из самых значительных достижений в области подводных исследований. Но, как и в случае с космосом, еще неизвестно, сколько бы времени заняли поиски «Титаника», если бы в дело не вмешался военный интерес.

Крушение «Титаника»

«Титаник» в порту Саутгемптона перед отправлением в первое и последнее плавание, 10 апреля 1912 г. «Титаник» в порту Саутгемптона перед отправлением в первое и последнее плавание, 10 апреля 1912 г. © Commons.wikimedia.org Рабочие стоят у рулевой «Титаника», 31 мая 1911 года. Рабочие стоят у рулевой «Титаника», 31 мая 1911 года. © www.globallookpress.com Шлюпочная палуба «Титаника». Шлюпочная палуба «Титаника». © Commons.wikimedia.org Ряд шлюпок в носовой части верхней палубы «Титаника». Ряд шлюпок в носовой части верхней палубы «Титаника». © Commons.wikimedia.org Операция под прикрытием: как затонувшие субмарины стали ключом к поиску «Титаника» © Commons.wikimedia.org Гимнастический зал «Титаника». Гимнастический зал «Титаника». © Commons.wikimedia.org Двухместный номер каюты первого класса «Титаника». Двухместный номер каюты первого класса «Титаника». © www.globallookpress.com Читальный салон в первом классе «Титаника». Читальный салон в первом классе «Титаника». © www.globallookpress.com Читальный салон в первом классе «Титаника». Читальный салон в первом классе «Титаника». © www.globallookpress.com Операция под прикрытием: как затонувшие субмарины стали ключом к поиску «Титаника» © www.globallookpress.com Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся «Титаник». Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся «Титаник». © Commons.wikimedia.org Рисунок «Гибель «Титаника» (1912). Вилли Штёвер. Рисунок «Гибель «Титаника» (1912). Вилли Штёвер. © Commons.wikimedia.org Складная шлюпка подходит к «Карпатии» после гибели «Титаника». Складная шлюпка подходит к «Карпатии» после гибели «Титаника». © www.globallookpress.com Выпуск «New York Times» от 16 апреля 1912 с первым списком спасшихся. Выпуск «New York Times» от 16 апреля 1912 с первым списком спасшихся. © Commons.wikimedia.org Прохожие изучают информацию о количестве спасённых с «Титаника», вывешенную на фасаде здания на Бродвее, в Нью-Йорке. Прохожие изучают информацию о количестве спасённых с «Титаника», вывешенную на фасаде здания на Бродвее, в Нью-Йорке. © Commons.wikimedia.org В Саутгемптоне после крушения пассажирского парохода «Титаник», толпы людей просматривают доски объявлений в поисках списков пропавших без вести. В Саутгемптоне после крушения пассажирского парохода «Титаник», толпы людей просматривают доски объявлений в поисках списков пропавших без вести. © www.globallookpress.com

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы