Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнями

Водитель горловского автобуса № 2 Андрей Гарбуз. Водитель горловского автобуса № 2 Андрей Гарбуз. / Дмитрий Григорьев / АиФ

В октябре 2024 года водитель горловского автобуса № 2 Андрей Гарбуз получил ранения от FPV-дрона. Вооруженные силы Украины нанесли удар по пассажирскому автобусу, в результате чего пострадали не только водитель, но и несколько пассажиров. Спустя полгода Андрей вновь вернулся к работе и продолжает перевозить людей по дорогам, на которых дроны ВСУ охотятся на гражданский транспорт. Военкор aif.ru проехал по опасному маршруту и чуть не попал под украинский дрон.

«Вот именно здесь в меня дрон и прилетел. Ничего не предвещало. Ехали. Все было спокойно. Солнышко светило. Пассажиров было немного. Удар пришелся прямо под ноги. Неожиданно», — вспоминает Андрей Гарбуз о событиях октября прошлого года, указывая пальцем на асфальт, по которому движется его автобус.

Андрей — водитель автобуса № 2 в городе Горловка. Этот маршрут в прифронтовом городе считается одним из наиболее опасных, так как путь от одной конечной до другой проходит через близлежащие к линии фронта кварталы Горловки. Здесь не смолкает вражеская артиллерия, а главные дороги часто подвергаются атакам дронов.

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

В ожидании удара

«Здесь постоянно сгорают автомобили. Вон, видите — автобус сгоревший. Наш был — двоечка», — указывает Андрей на ржавый остов «ПАЗика».

В моих руках издает звук дродетектор «Булат», сообщая, что FPV-дроны совсем рядом. Нервно вглядываюсь в окно и замечаю черную точку, зависшую рядом с дорогой. В сорока метрах от автобуса над дорогой висит вражеский камикадзе. Дрон замечают и другие пассажиры. Реакция у всех одна — люди мгновенно забиваются в небольшие углубления у выхода из автобуса, а Андрей уже сворачивает на обочину.

На напряженных лицах пассажиров — неминуемое ожидание удара камикадзе. Находиться в металлическом автобусе в ожидании того, что сейчас по нему ударит дрон, наверное, можно сравнить с чувством пассажира в падающем самолете. Кажется, что гибель неизбежна, но надежда все еще есть.

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Дрон, похоже, не обращает внимания на автобус. Андрей останавливает транспорт на обочине. Пассажиры моментально выбрасываются из транспорта, прячась в густую зелень рядом с дорогой. По камикадзе кто-то начинает стрелять из автомата. Дрон еще несколько минут кружит над дорогой и взрывается от точного попадания одного из военнослужащих, оказавшихся рядом.

«Вот так и работаем, — вздыхает Андрей. — Пассажиры, давайте все запрыгиваем обратно. Поедем, пока другой не прилетел».

До конечной остановки едем в угнетающем молчании. Лишь «Булат» бесконечным писком предупреждает о вражеских дронах, заполнивших небо. За окном — фасады домов, изрешеченные осколками. Выбитые окна здесь заколачивают досками. А зачем стеклить, если завтра снова прилетит. На каждой автобусной остановке — бетонные укрытия — новшество для городов Донбасса.

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Гибнут водители и пассажиры»

«И часто приходится так выскакивать?», — спрашиваю у Андрея, который невозмутимо продолжает управлять автобусом.

«Бывает. Всякое случается. У нас на маршруте есть машины с установкой РЭБ. Однажды дроны буквально кружили над одним из автобусов. Он остановился на остановке. Пассажиры выбежали. Тут подъехал автобус с РЭБ. Включил установку и разогнал этих камикадзе. Тут всякого хватает», — рассказывает Андрей.

Боец расчета по противодействию вражеским дронам.Украинская «дичь». Кто сбивает летящие в сторону России беспилотники Подробнее

За рулем «двойки» — так называют в Горловке маршрут № 2 — Андрей работает уже почти тридцать лет. В молодости трудился на шахте, а затем резко решил сменить профессию. За годы он очень привык к своей работе, а маршрут стал ему родным и даже дорогим сердцу, признается водитель. Рулить на «двойке» стало опасно с 2014 года, но тогда по Горловке работала лишь вражеская артиллерия, поэтому в дни, когда обстрелы утихали, ездить было относительно безопасно.

«Страшно стало, когда появились камикадзе. Ранее же они не охотились за городским транспортом. Это потом начали по нам стрелять. За последние три года в городе погибли восемь водителей городского транспорта и несколько пассажиров. Сколько было ранено за это время людей, а тем более, сколько техники сгорело, я даже боюсь считать», — делится Гарбуз.

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Полгода на больничной койке

В октябре 2024 года Андрей сам получил серьезное ранение. Дрон-камикадзе врезался прямо в лоб автобуса, которым он управлял. Взрывом был пробит салон автобуса, так что ранения даже получили несколько пассажиров. Андрею тогда повезло, что следом за автобусом ехал полицейский автомобиль. Сотрудники оказали первую помощь и доставили раненых в госпиталь.

На реабилитацию ушло семь долгих месяцев, из которых большую часть Андрей Гарбуз провел в горловской больнице. В результате удара на его правой ноге теперь отсутствуют несколько пальцев. Едва оправившись, он вернулся за руль любимой «двойки».

«Страшно было первые два дня. Едешь. Всматриваешься в небо. Еще долго не мог привыкнуть к резким звукам работающей артиллерии. Постоянно дергался. Здесь вообще можно наблюдать интересные сцены. Люди стоят на остановке. Тут „бах!“ — сработала артиллерия. Люди так синхронно вздрогнули. И дальше ждут автобус, — смеется водитель. — Человек ко всему привыкает, вот и я после ранения снова привык».

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Связующее звено города

Водители «второго» маршрута в Горловке выполняют поистине героическую работу. Автобусы — это единственная артерия, соединяющая центр Горловки с огромными густонаселенными районами города. Ранее здесь курсировали троллейбусы, но постоянные обстрелы разрушили троллейбусную линию. Все это восстановить пока невозможно из-за непрекращающихся атак БПЛА.

«Большая часть маршрута проходит через опасные районы. Вот даже Никитовский район, — показывает Андрей в окно на бетонные лабиринты девятиэтажек, — очень непредсказуемое место. Сейчас вроде тихо, а может вмиг прилететь. Осенью пришло прямо в центр местного рынка. Тогда же осенью камикадзе гоняли по жилым дворам. Совсем недавно здесь же погиб экипаж скорой помощи».

По словам Андрея, если маршрут «двойка» перестанет ездить в эти кварталы, местным жителям не останется ничего, кроме как ходить пешком или платить таксистам, а это довольно дорого. В дни, когда обстрелы были особенно сильными, цены на такси поднимались до шести тысяч за одну поездку.

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Сейчас, конечно, стало легче. Наши парни взяли Торецк и врага от города оттолкнули, но вы же своими глазами видели, что дроны до сих пор терроризируют здесь всех. И мирных, и военных», — говорит Андрей.

Разговаривая с ним, замечаю одну удивительную особенность — все пассажиры оплачивают проезд уже на выходе из автобуса. При этом никто не пытается обмануть. Каждый вежливо ждет, когда Андрей сможет принять плату и выдать сдачу. Разменная мелочь в автобусе Андрея соседствует с дрондетектором, который ему предоставили городские власти.

«Только в Горловке почему-то за проезд платят на выходе, — смеется Андрей. — Это ж Горловка, у нас тут все немного иначе».

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Я знаю, когда умру»

На одной из остановок в салон заходит парень. Он сильно хромает. Замечаю протез. Ампутация выше колена. Паренька зовут Леха. Ему чуть за тридцать. Военный. В двадцать лет он отправился в ополчение защищать Горловку, когда враг уже был на подступах к городу. Ногу он потерял при обстреле. На мой несколько наивный вопрос, не страшно ли ему ездить на опасных автобусах Горловки, он, ухмыляясь, отвечает:

«Я точно знаю, когда умру. Не знаю, откуда, но знаю. Я три раза уже должен был на тот свет отправиться, но, как видишь, все еще жив. Немного помят, но жив, — показывает он на свой современный бионический протез. — Свое отбегал уже, но прыгать еще могу».

Опасные рейсы: водители автобусов в Горловке рискуют жизнямиФото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Леха выходит через пару остановок и бодро переходит дорогу. Автобус, проехав опасные кварталы Горловки, въезжает в центр города, постепенно заполняясь пассажирами до отказа. Дрондетектор затихает. Опасная часть пути пройдена, но впереди у Андрея Гарбуза и его коллег по легендарной горловской «двойке» еще несколько рейсов. И так изо дня в день, рискуя жизнью, они остаются единственными проводниками между раскинутыми на километры районами прифронтовой Горловки.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы