Оккупация Кремля в 1612 году: какие ужасные дела совершали поляки
Смерть царя Бориса Годунова привела к политическим волнениям, которые наши западные соседи решили использовать в своих интересах. Изначально польский король Сигизмунд III пытался посадить на русский трон своего ставленника Лжедмитрия I, после чего последовали другие самозванцы. Вскоре иностранный монарх направил свои войска в Москву. С начала осени 1610 года до осени 1612 года поляки управляли Кремлем, пока их не вытеснили ополченцы К.М. Минина и Д.М. Пожарского.
Множество историков полагает, что поляки захватили Москву благодаря поддержке так называемой «семибоярщины» — временного совещательного органа власти, состоявшего из представителей русской элиты. Когда польско-литовские войска приближались к столице, бояре вспомнили о призыве легендарного варяга Рюрика и решили повторить этот исторический шаг. В результате они выбрали представителя династии Ваза — королевича Владислава, сына Сигизмунда III.
После взятия Москвы, чтобы не потерять поддержку бояр, командующий польско-литовским войском Станислав Жолкевский заключил соглашение с представителями московской элиты о признании Владислава царем Руси. Гетман пообещал, что молодой правитель прибудет в Москву с небольшим свитом, примет православие и сохранит существующий порядок в стране.
Тем не менее, как показали последующие события, все обещания Станислава Жолкевского были лишь частью дипломатической игры. На самом деле король Сигизмунд III намеревался захватить русские города и сделать их своими колониями. Королевич Владислав так и не появился в Москве.
Смутное время было отмечено не только жесткой политической борьбой, но и религиозным противостоянием. Попытки польской короны распространить свою власть на восточные территории активно поддерживались руководством Ватикана. Об этом, в частности, упоминает Александр Копылов – автор книги «Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.), изданной в Москве в 2012 году.
Таким образом, Лжедмитрий I не только сменил веру, находясь в Польше, но и поклялся королю Сигизмунду III строить в России католические храмы, открывать религиозные учебные заведения и допускать в Москву представителей ордена иезуитов. Последнее обещание он, к слову, исполнил.
Не менее рьяными сторонниками Папы Римского были и поляки, оккупировавшие Кремль в 1610-1612 годах. Они не скрывали своего презрения к православию, открыто грабили русские монастыри и убивали священнослужителей, которые оказывали им сопротивление. Драгоценные оклады икон, золотые и серебряные кресты, различная утварь, даже парчовая одежда церковных патриархов – все это стало трофеем интервентов.
По словам А.Н. Копылова, в Смутное время в Кремле действовала католическая часовня, где регулярно проводились богослужения.
Многие москвичи были недовольны тем, что иностранные интервенты фактически управляют их городом. В столице время от времени вспыхивали народные бунты и волнения, жестоко подавляемые польскими войсками.
Доктор исторических наук Георгий Порхунов посвятил данной теме статью «Гражданская война в России и польская интервенция в начале XVII века (1605-1613 гг.)», опубликованную в журнале «Национальные приоритеты России» (№ 1 за 2012 год). Ученый отметил, что иностранные военные активно занимались грабежом местного населения.
«Захватчики начали расхищать государственную казну: выплачивали жалованье польским войскам и немецким наемникам. Когда деньги закончились, расплачивались ценностями – мехами, дорогими металлическими изделиями», – писал Г.А. Порхунов.
Кроме того, из покоренной Москвы регулярно совершались грабительские набеги на окрестные города и села. Захватчики не церемонились с местными жителями. По воспоминаниям очевидцев тех ужасных событий, поляки даже детям и старикам «отрезали носы, уши, отрубали руки и ноги, жарили людей на угольях, обсыпали порохом и поджигали дома, куда приходили». А девушек и женщин еще и насиловали.
В марте 1611 года, когда Москву осадили русские ополченцы и казаки, у поляков возникли проблемы с продовольствием. Сначала небольшие отряды интервентов успевали проскочить между заставами и доставить своим товарищам награбленный в окрестных деревнях провиант. Но постепенно кольцо осады всё больше сжималось, и захватчики стали голодать.
Известный польский историк Томаш Бохун описал страдания своих соотечественников в статье «История польского гарнизона в Москве. 1610-1612 гг.», опубликованной в журнале «Мир истории» (№ 1 за 2012 год). Опираясь на мемуары участников этих драматичных событий, исследователь отметил, что интервенты были готовы обменять награбленное золото и драгоценности на продовольствие. Они съели всех собак, крыс, кошек, ворон и даже воробьев, которых смогли поймать.
Когда не осталось никакой пищи, осажденные поляки начали тайком ночью спускать со стен Кремля корзины с золотом, серебром и жемчугами, надеясь получить взамен хоть немного хлеба, но русские часто клали в эти корзины не продукты, а камни и кирпичи. В итоге многие интервенты просто погибли от голода.
Некоторые польские шляхтичи, оказавшиеся в Кремле, впоследствии написали в своих мемуарах о том, до чего может довести людей полное отсутствие пищи. Случаи каннибализма, изначально пугающие интервентов, к лету 1612 года стали обычным делом.
Например, полковник Юзеф Будзилла (белорус, служивший польскому королю) писал: «…когда уже трав, корешков, мышей, собак, кошек, падали не стало, колодников поели, трупы, из земли выкопав, поели, пехота сама и друг друга ела и тех, кого хватала. Трушковский, пехоты поручик, двух сыновей своих съел; один гайдук также сына съел, другой – мать свою; товарищ один съел слугу своего».
Людоеды даже установили расценки на человеческое мясо. Так, за голову давали 3 злотых, а за ногу с наваристой костью – два злотых. Запасливые интервенты даже начали делать запасы, засаливая человечину в бочках и кадках. Эти «заготовки» впоследствии обнаружили ополченцы К.М. Минина и Д.М. Пожарского, освободившие столицу от поляков. Нашли и ужаснулись.
Ротмистру Леницкому пришлось рассматривать жалобу: кто имел больше прав на мясо съеденного польского воина – его родственник или сослуживцы. Не зная, какое решение будет правильным в данной ситуации, офицер предпочел сбежать из трибунала, пока его самого не съели.
По воспоминаниям очевидцев, более двухсот польских пехотинцев и прочих людей стали жертвами безумных от голода военных.
В своей вышеупомянутой статье доктор исторических наук Г.А. Порхунов привел воспоминания одного из интервентов: «Осажденные переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли разваренную кожу с обуви, с гужей, подпруг, ножен, поясов, с пергаментных переплетов книг – и этого не стало. Грызли землю, в бешенстве объедали себе руки, выкапывали из могил гниющие трупы…».
В этой цитате содержится упоминание о старинных книгах, написанных на пергаменте, который изготавливался из кожи животных. Поэтому в научной среде возникла гипотеза, что знаменитая библиотека Ивана Грозного была просто съедена оголодавшими поляками. Интервенты, видимо, вываривали пергамент до такого состояния, когда его можно было сжевать и съесть.
Два доктора исторических наук – Любовь Столярова и Сергей Каштанов – написали книгу «Иван Грозный и его время» (Москва-Берлин, 2020 год), в которой упоминаются различные версии исчезновения библиотеки Ивана Грозного. В ней предположительно находились очень ценные рукописи, привезенные в Москву из Константинополя самой Софьей Палеолог, как часть ее приданого. Эта библиотека даже имела собственное название «Либерея», образованное от латинского слова liber, что означает «книга».
Ценные рукописи, доставшиеся Ивану Грозному от царственной бабушки, несколько веков искали различные энтузиасты и исследователи. Многие ученые по-прежнему уверены, что старая библиотека хранится где-то в подземельях Московского Кремля. Но некоторые исследователи считают, что Либерея была съедена польскими интервентами
Источник: russian7.ru