В рамках РИФ-2025 прошло заседание Общественного совета Министерства цифрового развития. / Анастасия Михеева / РИФ
С 24 по 26 сентября в Moscow Country Club прошло одно из значительных событий ИТ-сектора — Российский интернет-форум (РИФ-2025). В нём участвовали фирмы, работающие в ИТ и медиаиндустрии, предприниматели, инвесторы, представители власти, профессиональное сообщество, разработчики и эксперты сферы. На мероприятии они обменялись своими инновационными идеями, завели знакомства с новыми партнёрами, посетили деловые и неформальные встречи, слушали лекции экспертов и визионеров цифрового мира, а также принимали участие в насыщенной фестивальной программе.
Развитие национального мессенджера
В рамках РИФ-2025 прошло заседание Общественного совета Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России под руководством председателя Совета, генерального директора Института развития интернета Алексея Гореславского. Он и ведущие специалисты цифровой отрасли обсудили преобразования Рунета.
В частности, рассматривались вопросы, касающиеся борьбы с дезинформацией и новыми функциями отечественного мессенджера MAX, а также поддержка контента о специальной военной операции (СВО) и импортозамещение в детском медиапейзаже. В заседании также участвовали заместитель министра цифрового развития Бэлла Черкесова и начальник Управления Президента России по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева.
Фото: РИФ/ Анастасия Михеева
Значительная часть мероприятия была посвящена перспективам развития национального мессенджера MAX. Эксперты отметили, что некоторые россияне ошибочно считают, что платформа призвана заменить «Госуслуги». На самом деле портал будет продолжать функционировать и развиваться. Мессенджер же лишь «дополняет» его, предлагая удобный и безопасный способ для общения с государственными органами и компаниями.
Заместитель директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Минцифры России Иван Пархоменко подчеркнул, что MAX может способствовать более тесному взаимодействию «Госуслуг» с пользователями. Его главная задача — стать единой точкой доступа для повседневного общения.
Фото: РИФ/ Анастасия Михеева
Что уже есть и что ещё добавят
Вице-президент по стратегическим проектам VK Рустам Хайбуллов прокомментировал практическую реализацию функций. По его словам, в настоящее время мессенджер обладает всеми необходимыми «основами». С его помощью пользователи могут обмениваться сообщениями как в личных, так и в групповых чатах, совершать обычные звонки и использовать видеозвонки, а также обмениваться различными файлами: фотографиями, аудиозаписями, видеороликами и документами почти всех форматов.
В настоящее время мессенджер скачали и зарегистрировались в нём уже 35 миллионов человек. Команда платформы, как отметил Рустам Хайбуллов, работает над разработкой и внедрением новых сервисов в «MAX», чтобы ещё больше пользователей нашли его удобным для общения. Например, недавно был запущен электронный дневник. Родители могут в любое время зайти и просмотреть расписание уроков и оценки своего ребёнка. В разработке этого сервиса участвовало Министерство цифрового развития.
Кроме того, Министерство просвещения помогло упростить цифровой документооборот между родителями и школами. Это значительно облегчило процесс уведомления учебного заведения о том, что ребёнок пропустит занятия по семейным или иным причинам.
Фото: РИФ/ Анастасия Михеева
Оплата туров и онлайн-запись
Ещё одним важным новшеством для пользователей стало открытие доступа к банковским услугам и денежным переводам. Это дало возможность внедрить в мессенджер сервисы для организации путешествий и покупки билетов. Также появились системы для записи на различные услуги и искусственный интеллект — помощник по любым вопросам.
Специалисты работают над развитием цифрового ID, чтобы студенты и многодетные семьи могли подтверждать через MAX свой статус, когда это необходимо (например, при заселении в отели или для льготного прохода в культурные и досуговые учреждения). В целях безопасности пользователей совместно с порталом «Госуслуги» был разработан и внедрён сервис кодов для двухфакторной авторизации.
«Наш основной акцент заключается в создании наиболее востребованных, удобных сервисов для граждан в разных отраслях, таких как образование, здравоохранение, МФЦ, как важный клиентский офис для граждан, а также культуры, туризма и других сфер. Мы стремимся к тому, чтобы сервисы MAX окружали человека в всех наиболее частых и востребованных сценариях», — подчеркнул Рустам Хайбуллов.
Фото: РИФ/ Анастасия Михеева
Разбить фейки
Когда национальный мессенджер только начинал свою работу, вокруг него возникло множество мифов: о том, что система отслеживает каждую переписку, камера устройства может включаться без предупреждения и записывать окружающую обстановку, фотографии из галереи якобы пересылаются сами собой и т. д.
О масштабах скоординированной кампании, направленной на распространение фейковых новостей и дезинформации среди граждан, на заседании Общественного совета Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России рассказал генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог регионы» Владимир Табак.
«С 11 июля мы выявили 27 фейковых новостей, связанных с работой мессенджера MAX, 95 тысяч копий и общий охват порядка 228 миллионов просмотров этого контента», — отметил он.
Эксперт также подчеркнул, что подобный интерес свидетельствует о значимости проекта, но в то же время вызывает беспокойство, так как часть аудитории воспринимает ложные сведения за правду. Он выделил нарратив, который продвигают противники сервиса, связанный с мифической «принудительной установкой». Владимир Табак напомнил о вирусном сообщении юноши из Зеленограда, которого якобы уволили за отказ скачивать мессенджер на смартфон.
«Последние годы он жил в других странах, ему 21 или 22 года. Он не мог быть заведующим склада, у него нет подходящего опыта. Ранее он работал в социальных сетях и стендапером. Исходя из всего, что мы проанализировали, наиболее очевидная версия заключалась в том, что он просто пытается привлечь внимание для раскрутки своего канала», — объяснил Владимир Табак.
Фото: РИФ/ Анастасия Михеева
Что посмотрят наши дети
Не менее важными темами заседания Общественного совета Минцифры стали развитие медиапейзажа для детей и темпы импортозамещения контента. Ключевым вопросом является конкуренция отечественного и зарубежного продукта на экранах.
Как отметила заместитель главы Минцифры Бэлла Черкесова, работа по импортозамещению контента для самых младших жителей нашей страны уже началась. Это подтверждают несколько новых российских проектов, которые находятся в стадии производства. Председатель Совета, гендиректор Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский в своем выступлении добавил, что по итогам прошлого года в контенте онлайн-кинотеатров оригинальные отечественные анимационные продукты заняли 4 %.
«В следующем году прогнозируется 5 %, то есть рост на 1 %. А теперь другая цифра. Рост поисковых запросов… год к году 65 %. Представляете, как вот этот 1 %, который мы догоним за год, чем будет замещен? Покупными иностранными мультфильмами», — сказал он.
Алексей Гореславский также отметил, что даже при лидерстве наших мультфильмов в текущем топе, это не позволит догнать объёмы потребления иностранной анимации. Как один из способов решения этой проблемы он анонсировал «детский» конкурс ИРИ, однако подчеркнул, что результаты этих проектов станут заметны лишь через год или даже два.
На мероприятии выступил руководитель Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких. Поддерживая дискуссию о необходимости создания собственного контента для детей, он отметил, что, несмотря на споры, телевизор всё ещё остаётся важнейшим каналом для детской аудитории. Он также подчеркнул успех импортозамещения на телевидении, указав, что телеканал «Солнце» полностью взял на себя функции и задачи «Диснея».
Эксперты единогласно пришли к выводу, что изменения в ситуации возможны благодаря системным мерам по поддержке и ускоренному производству отечественного детского контента.
Фото: РИФ/ Анастасия Михеева
Поддержка бойцов
Заключительная часть обсуждения была посвящена популяризации в медиапейзаже контента, связанного со специальной военной операцией и подвигами российских бойцов. Генеральный директор национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких озвучил результаты исследования по оценке объёма и качества контента по этой теме.
«Особенно интересны региональные каналы. Сотрудники создают контент о СВО не потому, что у них есть KPI или кто-то их заставляет, а потому, что считают эту работу важной и нужной. Из нашего исследования видно, насколько эта тема актуальна и какую значительную долю она занимает в сетке вещания телеканалов и в медийной повестке», — заявил он.
Генеральный директор продюсерского центра «Интеграция» Глеб Шагун напомнил о важности сотрудничества с общественными организациями, представляющими ветеранов СВО, а также их семьи, и о необходимости культурной работы с бойцами, вернувшимися с фронта. Среди предложений — запуск программы творческой реабилитации. Ветеран СВО, Герой России Максим Бахарев поддержал эту инициативу. По возвращении с фронта он стал активнее участвовать в культурных проектах и даже начал писать стихи и прозу.
«У нас есть что сказать тем, кто не был на линии соприкосновения. Когда ребята возвращаются, они могут поделиться своим опытом так, как это невозможно сделать из тыла. Необходимо поддержать их стремление, это поможет сформировать новую творческую элиту. Нужен штаб, который бы объединял таких людей», — подчеркнул он.
Показатели, цели и результаты
Эксперты на мероприятии также обсуждали важность обмена опытом российских технологических компаний. Ключевым местом для этой дискуссии стала Российская ассоциация электронных коммуникаций. По словам её директора Дмитрия Гуляева, основой обновления стратегии ассоциации станет обмен опытом и сотрудничество государства, бизнеса и ИТ-сообщества.
Советник министра цифрового развития Тимур Кашкуров поделился результатами работы внутренней системы Минцифры России по обеспечению соблюдения требований антимонопольного законодательства. Он отметил, что все цели, поставленные на прошлый год, были достигнуты. Уровень комплаенс-рисков в этом случае министерство признало незначительным. Таким образом, существующие и принятые меры были признаны достаточными для эффективной работы.