Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. Первая Миледи СССР 20/08/2025 Учебники не объясняют, откуда взялся Днепрогэс (плакат Адольфа Страхова-Браславского, 1932 год).
Украина готовилась к вступлению в Европейский Союз с 1051 года, когда в Киеве появилась идея стать частью европейских народов. Однако ей постоянно что-то мешало: то казаки решат подчиниться российскому царю, то Пётр I одержит победу над Карлом XII и Мазепой под Полтавой, то бандеровцев неправильно поймут и отправят в лагеря, не позволив бороться за идеи «самостийности».
Это не выдумка, а страницы официальных учебников истории Украины, которая 24 августа будет отмечать День независимости. В преддверии этой даты «АиФ» совместно с доцентом исторического факультета МГУ имени Ломоносова, кандидатом исторических наук Юрием Борисёнком решили проанализировать, как школьникам из бывшего СССР представляют историю.
Культ карателя. Историк назвала тех, кто виновен в «бандеризации» Украины Подробнее
Общей истории не существовало
Совместной истории Украины и России нет ни в одном учебнике. По версии их авторов, Украина — это уникальное место, где сначала жили стойкие и смелые витязи, затем — искусные казаки и идейные националисты, стремящиеся к созданию собственного государства. А России отводится роль вечного угнетателя свободы. Забудьте об общем прошлом и тесных связях с Москвой. «Настоящая Украина» начинается только с Петлюры, голодомора и террористических актов бандеровцев. (Кстати, во время террора гибли украинцы, но так как его организаторы были «правильными» националистами, то погибших никто не жалеет.)
«Представление о своей истории на Украине полностью фальсифицировано. Уже в 2020 году из школьных учебников убрали понятие Киевская Русь, вместо него ввели термин Украина-Русь. Хотя никакой Украины в те времена не существовало, сам термин возник лишь в позднем Средневековье и имел совершенно другой смысл», — поясняет Борисёнок.
Предел абсурда наступает при изучении XX века. Если школьник захочет узнать, за что воевал его прадед, награждённый орденом Красной Звезды, то из учебника он ничего не поймёт. Поскольку не было никакой Великой Отечественной войны.«Дорисуйте сами». В школьных учебниках Украины напечатали карту без Крыма Подробнее
«В учебниках, изданных после 2022 года, упоминается только советско-германская война, и вина в её разжигании возлагается на СССР. Эта трактовка возникла не только благодаря Киеву, но и благодаря Европарламенту, который ещё в 2019 году принял резолюцию, в которой обвиняет нашу страну в начале войны», — отмечает историк.
К слову, о Второй мировой войне в 10-м классе начинают говорить в мае. В Киеве учебная программа составлена так, что эта часть материала остается за пределами. Зато 11‑й класс школьники начинают с изучения «героев» современной Украины — Степана Бандеры, Романа Шухевича и Андрея Мельника.
«Конечно, память о 7 миллионах украинских солдат, служивших в Красной армии, сразу вымарать невозможно. Поэтому каких-то героев всё же сохранили, например, лётчика-аса Ивана Кожедуба. Но на пьедестале все-таки 50–60 тысяч националистов из ОУН-УПА*. При этом борьба бандеровцев с советской властью всячески возвеличивается. В контексте Второй мировой войны четко делается вывод в духе «как же жалко, что СССР одержал победу. Мы бы сейчас пили баварское и стали частью единой Европы, которую сколачивал Гитлер», — рассказывает Борисёнок.Кто оккупировал? В украинском учебнике Гитлер назван освободителем Львова Подробнее
Ни Гоголя, ни Брежнева
Не менее интересные дела обстоят и в других частях учебников. В них, к примеру, отсутствует имя Павла Поповича, первого космонавта родом из УССР, который отправился в космос 12 августа 1962 года. Его место занял Леонид Каденюк, который стал участником американской космической миссии лишь в 1997 году.
Нет ни слова о легендарном киевском «Динамо» и успехах спортсменов из УССР. Частично вырезаны упоминания о Николае Гоголе. Зато страницы заполнены неизвестными диссидентами, которые, в отличие от известных людей, говорили «правильные» вещи.
«Также рассказывается об ущемлённом положении украинского языка. Причём сюжеты про это описываются как элементы насильственной русификации, которой на самом деле не было», — делится Борисёнок.
Индустриализацию и всесоюзные стройки также искажены. Объяснять, откуда пришли деньги и специалисты на Днепрогэс, ЛАЗ, «Азовсталь» и другие гиганты украинской промышленности, как-то неуместно. Поэтому эти объекты, по мнению авторов, просто возникли. Как грибы после дождя. Причём тема индустриального развития подана так, что школьнику не предоставляется возможность задуматься. Он должен просто понять, что вся промышленность возникла сама собой.Птенцы гнезда Бандеры. Украинских детей учат «убивать москаля» Подробнее
Единственное, о чём учебники не соврали, так это о судьбе индустриальных гигантов в независимой Украине. Авторы признают, что «наследие оккупации» сохранить не удалось.
Такое содержание в учебниках, объясняет Борисёнок, оправдано одной причиной — учебники пишутся не для детей, а для властей.
«История изображается с позиции политических интересов. В них нет никакого преклонения ни перед кем, кроме действующего президента. Параллельно год за годом усиливается антироссийская риторика. Точка отсчёта для этого процесса — майдан 2004 года. С этой даты вся история переписывается с помощью ярких лозунгов», — завершает эксперт.
Кстати
Чему учат в других экс-республиках СССР?
В новом учебнике истории Молдавии события истории решено излагать с точки зрения Румынии. В главах о Великой Отечественной открыто героизируют и нацистов, и румынские войска, которые «освободили» Молдавию. А действия советской власти на территории Молдавии после мирного вхождения этого региона в состав СССР описаны так: «На бывших территориях Румынии проходят аресты, казни и депортации. На работы в течение года отправляют около 90 тысяч человек. 12–13 июня проходит массовая депортация населения. Тогда советские коммунисты отправляют в вагонах для скота 18,5 тысячи человек из Молдавской ССР. После 1944 года, когда эти территории вновь оккупированы Советским Союзом, репрессии продолжаются». Министр образования Молдавии Дан Перчун назвал новые учебники «отражающими объективный подход».Пособие по нацизму. Как школьников Молдавии учат ненависти Подробнее
В Латвии ситуация схожа. В сети есть планы уроков для школьников под названием «От демократии к тоталитаризму». В частности, детей просят назвать сходства и различия коммунизма, фашизма и национализма, а также ставят такую цель занятия: «Вы проанализируете сходство и различие между разными группами населения во время советской и нацистской оккупации». Что именно должны донести учителя до детей и к чему они готовят их со школьной скамьи, вероятно, очевидно.
*Террористическая организация, запрещённая в России.