Сюжет 878-летие Москвы — День города Сергей Собянин и Владимир Путин. / Евгений Биятов / Михаил Корытов / РИА Новости
В честь 878-летия президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли новый участок Троицкой линии метро — от станции «ЗИЛ» до «Новаторской».
Завершен первый этап — построено 11 станций, что составляет 25,2 км из более чем 43-километровой линии, которая станет самой длинной за МКАД и пройдет от станции «ЗИЛ» МЦК в Даниловском районе до Троицка, соединяя южные районы с центром столицы.
К 2030 году на «изумрудной» ветке будет 17 станций — «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Коммунарка», «Новомосковская», «Сосенки», «Летово», «Десна», «Кедровая», «Ватутинки» и «Троицк».
Метро растет каждый год
Статистика не успевает за темпами работы метростроителей. Это подтверждается быстрыми сроками строительства Троицкой линии. До 2011 года длина Московского метрополитена составляла 301 км, в городе было 182 станции, 15 депо и 11 линий. К 2024 году — 551 км, 302 станции, 22 депо и 16 линий. А в 2025 году — 562 км, 306 станций, 23 депо, вагоноремонтный завод и 16 линий.
Так, в сентябре-декабре 2024 года открыли участки первой очереди Троицкой линии — от «Новаторской» до «Новомосковской» протяженностью 15,5 километров. А 21 июня 2025 года состоялся технический запуск участка «Новаторская»-«ЗИЛ» длиной 9,7 километра, со станциями «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская».
Открытый 13 сентября в День города новый участок позволит 600 тысячам жителям районов Донской, Даниловский, Гагаринский, Академический, Котловка, Нагорный и Ломоносовский значительно быстрее добираться до центра города.
«Троицкая линия — первый в России объект метрополитена, полностью спроектированный с использованием технологии информационного моделирования», — отметил первый заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» Сергей Жуков.
Современная техника на этом объекте, по словам Жукова, включает специальный тоннелепроходческий комплекс, который позволяет экономить время и усилия в условиях плотной городской застройки. В перегонных тоннелях применена технология виброглушения и шумоподавления, установлены бесстыковые рельсы, что сделает движение вагонов более тихим и плавным, а также уменьшит износ колес и путей. Также имеется микропроцессорная система автоматизации и механики движения поездов, а также цифровая навигация, работающая в режиме онлайн. Важно, что в «начинке» новых станций на 90 процентов используются отечественные технологии. Например, в тягово-понизительной подстанции на «Вавиловской» применены комплектующие, произведенные на заводах Москвы, Екатеринбурга, Зеленодольска, Казани и Санкт-Петербурга. На платформе станции «ЗИЛ» установлены 14 трехметровых светодиодных светильников российского производства.
Новый участок Троицкой линии метро. Нажмите для увеличения
Дизайнерские решения
В ноябре метростроители начнут первую проходку от «Новомосковской» до «Сосенок». Каждая станция имеет свои уникальные особенности. «ЗИЛ» располагается в центре активно развивающегося кластера на месте бывшего автозавода имени И.А.Лихачева.
«Отсюда можно пересесть на МЦК, а в будущем — и на Бирюлевскую линию, станцией ежедневно будут пользоваться 5,5 тысячи пассажиров, а к 2030 году — до 8,5 тысяч человек», — рассказал руководитель строительства дивизиона по строительству АО «Мосинжпроект» Андрей Поздняков.
Он отметил, что архитектурное решение станции «ЗИЛ» посвящено истории завода. На стенах размещены композиции, выполненные в технике печати на стекле, например, панно с изображением конвейера автомобилей, которые выпускались на ЗИЛе в разные годы.
Станция метро «ЗИЛ». Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Как сообщил заместитель главного инженера службы строительства метро АО «ИНГЕОКОМ» Константин Цаллагов, при строительстве станции «ЗИЛ» был подготовлен котлован длиной более километра, извлечено 380 тысяч кубометров грунта, залито 63 тысячи кубометров бетона.
«Пришлось работать в условиях плотной городской застройки, насыщенности коммуникациями и сложной геологии, когда два тоннелепроходческих комплекса прошли более 200 метров под Москвой-рекой», — вспомнил Цаллагов. — При подготовке строительства было вынесено более 90 километров кабельных инженерных сетей и 780 погонных метров трубопроводов.
Оформление станции «Крымская», которая будет использоваться 8,5 тысячами пассажиров ежедневно, основано на морской тематике. Станцию украшают подвесные потолки «под парус», а колонны и балки напоминают крылья парящих чаек. Светильники на стенах выполнены в форме иллюминаторов, а между ними размещены «морские» художественные композиции, выполненные в технике печати на стекле.
Пассажиры оценят и оформление станции «Академическая», посвященное 300-летию Российской академии наук, которая станет частью транспортного хаба, которым к 2030 году ежедневно будут пользоваться более 60 тысяч человек.
«Здесь оригинальное сочетание античной классики и современного стиля граффити», — отметил руководитель строительства АО «Мосинжпроект» Дмитрий Алексеев.
При оформлении «Академической» использована техника цифровой печати на алюминиевых панелях, также впечатляет интерьер станционного зала с анфиладой порталов, освещенных гранями и стеклянными витражами с зеркальным эффектом.
Станция метро «Академическая». Фото: Пресс-служба Московского метрополитена
Облик станции «Вавиловская» посвящен выдающемуся ученому, академику Сергею Вавилову и его исследованиям в области люминесценции.
«Это во многом уникальное дизайнерское решение», — считает заместитель генерального директора АО «Трансинжстрой» Евгений Прокопов.
С Прокоповым трудно не согласиться, увидев ассиметричную композицию, где одна из путевых стен плавно переходит в потолок, а анодированный белый алюминий эффектно контрастирует с противоположной черной стеной и полом из черного природного камня.
«Строительство новых станций велось рядом с жилыми домами, — напомнил руководитель строительства АО „Мосинжпроект“ Павел Некрасов. — И хотел бы выразить признательность жителям, терпеливо ждавшим окончания стройки».
Станция метро «Вавиловская». Фото: Пресс-служба Московского метрополитена
Метростроители также уделили внимание благоустройству. Общая площадь комплексного благоустройства вокруг «Академической», «ЗИЛ», «Крымской» и «Вавиловской» составляет около 250 тысяч квадратных метров. Здесь все — от гранитного мощения тротуаров до новых участков автодорог и газонов. Например, в районе станции «ЗИЛ» заново перестроили улицу Лисицкого, что улучшило транспортную ситуацию в этом районе. Площадь благоустройства около «Академической» превысила 74 тысячи квадратных метров, у «Вавиловской» площадь газона превышает 27 тысяч квадратных метров, в районе «Крымской» — более 11 тысяч квадратных метров. А около станции «ЗИЛ» площадь благоустройства увеличена за счет озеленения почти до 40 тысяч квадратных метров. По сравнению с первоначальным проектом здесь площадь цветников удвоилась, а вся территория будет оформлена в стилистике близлежащего парка «Тюфелева роща».
С 2026 по 2030 год Московский метрополитен увеличится еще на 60 километров, планируется строительство 27 станций, трех депо и двух линий. В итоге к концу 2030 года протяженность метро в столице составит 622,3 км, в городе будет 333 станции, 27 депо и 18 линий.
Открытие новых станций Троицкой линии метро
Технический пуск на новом участке произошел ещё в июле 2025. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Запустить участок успели к Дню города, как и планировалось. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Тема станции «ЗИЛ» — богатая история завода. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Станция оформлена в черно-красных тонах, а на колоннах изображены все руководители завода. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Вестибюль станции находится в живописном парке. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Вестибюль «Крымской» напоминает южный аэропорт. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Сама станция выполнена в морской тематике. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
На стенах «Крымской» — волны, ракушки и изображения моста. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Освещение на станции напоминает иллюминаторы. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Говорят, что в граните стен можно найти следы доисторических животных. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Спустится на станцию можно на лифте для маломобильных граждан. © АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Станция «Академическая» посвящена науке. © Пресс-служба Московского метрополитена
На станции поставили удобные футуристические скамейки. © Пресс-служба Московского метрополитена