изображение от freepik
В России растёт интерес к «монастырингу» — путешествиям в монастыри с возможностью проживания и участия в жизни обители. Это становится не просто способом отдыха, а возможностью остановиться и переосмыслить важные вещи.
Согласно данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), особенно востребованными являются монастыри, находящиеся вблизи популярных туристических маршрутов. Одним из таких является Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской области. Это не только важный религиозный центр, но и одно из ключевых мест для православного паломничества в стране.
По преданию, именно здесь, в четвёртом уделе Богородицы, была указана земля для будущей обители, основанной Серафимом Саровским. Строительство первого храма в Дивеево началось в 1773 году, и с тех пор сюда приезжают паломники из разных уголков мира.
Для тех, кто желает не просто провести экскурсию, а пожить в монастыре, доступна возможность стать трудником. Условия проживания весьма скромные: общие комнаты на 15–20 человек, отдельные туалеты и отсутствие душевых. Однако именно эта простота становится частью процесса внутреннего преобразования.
Участие в службах, помощь по хозяйству и отсутствие цифрового шума и бытовых отвлечений — всё это способствует тому, чтобы человек по-настоящему отключился от привычной суеты.
Тем, кто только начинает интересоваться таким опытом, специалисты рекомендуют начать с экскурсионной поездки. Многие туроператоры предлагают маршруты, включающие посещение Дивеева и других духовных центров региона.
Интерес к монастырскому туризму поддерживается и общим увеличением туристического потока в Нижегородскую область. За первое полугодие 2025 года кластер Арзамас — Дивеево — Саровпринял более 850 тысяч туристов — это почти на 12% больше, чем в прошлом году. Причём таких показателей регион ожидал лишь к 2027 году.
«Монастыринг» становится уникальным духовным ретритом — не только возможностью провести отпуск иначе, но и шансом встретиться с собой, переосмыслить происходящее и найти внутренние опоры.
И, как отмечают те, кто прошёл этот путь, поездка в монастырь зачастую становится началом гораздо более длительного путешествия — к тишине, принятию и настоящему покою.