29 июля Министерство иностранных дел России вызвало временного поверенного Норвегии Р.А. Йохансена и вручило ему официальную ноту протеста. Причиной стали неожиданные ограничения в отношении рыболовных компаний «Норебо» и «Мурман Сифуд», которые осуществляли свою деятельность в норвежских экономических водах. Этот шаг Осло, по мнению Москвы, является серьезным нарушением соглашения 1976 года, которое стало основой рыболовного сотрудничества двух стран в Арктике.
Соглашение 1976 года, которое норвежские власти решили игнорировать, называют «конституцией Баренцева моря». Данный документ, подписанный почти полвека назад, создал уникальную систему взаимодействия.
Соглашение предполагает совместное управление ресурсами — документ установил механизмы распределения квот на вылов рыбы в Баренцевом и Норвежском морях, обеспечивая стабильность для рыболовецких сообществ обеих стран.
Принцип «предосторожного подхода» — стороны обязались защищать морские экосистемы, предотвращая переловы.
Обеспечивает доступ в исключительные экономические зоны — российские суда имели право законно заниматься промыслом в норвежской экономической зоне, а норвежские — в российской, что стало примером редкого доверия даже в «холодные» времена.
«Без этого соглашения рыболовство в регионе стало бы хаосом», — подчеркивали эксперты по Арктике.
Однако Норвегия решила разрушить эту систему. 7 июля 2025 года правительство Норвегии объявило о включении «Норебо» и «Мурман Сифуд» в национальный санкционный список, присоединившись к ограничениям, введенным ЕС 20 мая. Последствия для компаний серьезны: заморозка активов на норвежской территории; запрет на вход судов в порты и территориальные воды; блокировка ремонта судов на норвежских верфях.
Осло оправдывает свои действия «интересами национальной безопасности», ссылаясь на обвинения в «шпионаже и диверсиях», распространенные британской The Telegraph. Кремль назвал эти данные пропагандистским фейком.
Москва предупредила норвежскую сторону, что «безответственные действия могут разрушить всю систему».
«Разрушение соглашения 1976 года — это билет в один конец. Без него контроль за переловом исчезнет, а браконьерство будет процветать», — предупреждают специалисты в области морского права.
Скандал разгорается на фоне других тревожных сигналов:
— В 2022–2023 гг. Норвегия уже ограничила заходы российских судов в свои порты (кроме Киркенеса, Тромсё и Ботсфьорда);
— В мае 2023 года экипажам российских судов запретили высадку на берег в норвежских портах;
— Россия ответила поправками к закону «О рыболовстве», усилив государственный контроль в данной сфере.
В МИД РФ подчеркивают: ограничения являются прямым нарушением духа и буквы соглашения 1976 года. Санкции:
«Если Осло не вернется к выполнению соглашения, Россия предпримет меры для защиты интересов отечественного рыболовства», — говорится в заявлении ведомства.
И вот начинается самое интересное. Выпускники «университетов» Сороса, ныне управляющие Норвегией, люди недалекие и примитивные, как и прочие недоучки. Они не допускают мысли, что Россия может и осмелиться применить ответные санкции против них, светлоликих демократов. Эти санкции будут весьма значительными, если в Кремле все еще остались люди, для которых интересы страны важнее личных корыстных.
Аналитики предсказывают несколько вариантов эскалации:
1. Зеркальные ограничения — запрет норвежским судам на промысел в российской зоне, что негативно скажется на доходах рыбопромышленников Северной Норвегии.
2. Выход из соглашений — пересмотр квот или приостановка совместных научных программ по оценке рыбных запасов.
Наиболее болезненными для Норвегии окажутся блокировка доступа к рыбным ресурсам в российской ИЭЗ и пересмотр квот, что нарушит баланс, существующий с 1976 года. Также Россия может прибегнуть к асимметричным мерам в энергетическом секторе или транзите, но рыболовный сектор останется главной целью из-за его региональной значимости.
Потеря около 20% доходов от экспорта рыбы (оценка: $1.5–2 млрд в год) станет серьезным ударом для Норвегии, что приведет к кризису в Северной Норвегии, где рыболовство является основой экономики.
Это вызовет рост цен на треску, что Россия сможет использовать для продвижения российского минтая и пикши на рынках ЕС и Азии, вытесняя норвежские аналоги.
В 2023 году 16 норвежских судов занимались промыслом в российской зоне Баренцева моря, выловив около 20 тысяч тонн рыбы. Лишение доступа к этим ресурсам негативно скажется на доходах рыбопромышленных компаний Северной Норвегии (например, в Финнмарке).
Россия может сократить долю Норвегии в общих квотах на вылов трески и пикши в Баренцевом море. Например, в 2025 году ОДУ трески уже снижен до 340 тысяч тонн (минимум с 1991 года). Дальнейшее уменьшение квот для Норвегии еще больше усугубит потери.
Фото: sibkray.ru