Зачем Николай II стремился стать монархом Норвегии
В полном перечне титулов последнего российского императора Николая II встречались такие, как «наследник Норвежский», а также «герцог Шлезвиг-Гольштейнский, Сторнмарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский».
Наследник Норвежский
Этот титул впервые утвердил ещё Павел I в 1796 году. Претензия на корону Норвегии возникла из-за связи русских царей с династией Гольштейн-Готторпов.
С конца XIV века Норвегия утратила независимость, находясь сначала в династической унии с Данией, а затем со Швецией до 1814 года.
Мать Павла I, Екатерина II, не позволяя ему заниматься делами, распоряжалась его будущими правами так, как ей было угодно. В 1773 году она отказалась от титула герцога Гольштейн-Готторпского в пользу датского монарха. Взамен Павел I был провозглашён герцогом Ольденбургским, однако в 1777 году, по настоянию матери, он вынужден был отказаться и от этого титула. Павел полагал, что его отказ от герцогства Ольденбургского, которое также находилось под контролем Дании, был сделан в обмен на признание его наследником Норвегии, и, став царём России в 1796 году, внес соответствующее изменение в свой титул.
На Венском конгрессе 1814-1815 годов, когда Дания была наказана за сотрудничество с Наполеоном потерей унии с Норвегией, император Александр I выдвинул претензию на объединение Норвегии с Россией. Тем не менее, ему не удалось отстоять своё требование. Таким образом, ещё его отец считал, что обладает правами на титул норвежского короля.
«Блудный сын»: почему Сталин переводил деньги отцу маршала Василевского
На Венском конгрессе Норвегия была передана Швеции как награда за участие в коалиции против Наполеона. Интересно, что тогдашним шведским наследным принцем был бывший наполеоновский маршал Бернадот, изменивший своему хозяину. Он основал новую династию шведских королей. Предыдущая династия, свергнутая в 1809 году, была ветвью Гольштейн-Готторпов, младшей по сравнению с ветвью российских императоров. В 1877 году она прекратила своё существование. Таким образом, титул «наследника Норвежского» вновь стал актуальным во времена Александра II. Хотя это не означало немедленного выдвижения претензий на Норвегию, российские императоры считали важным поддерживать в своей титулатуре права на Норвегию. И при Николае II дело снова дошло до попыток их практической реализации.
В 1905 году мирная борьба норвежцев за независимость завершилась успехом. На референдуме норвежцы проголосовали за разрыв унии со Швецией. Встал вопрос о форме правления. Большинство норвежских политиков считали, что Норвегия должна стать конституционной монархией, как и соседние страны. Но кто станет монархом? В этом контексте Николай II напомнил норвежцам о своём титуле.
Однако норвежцы не сочли это предложение серьёзным. В то время Россия ассоциировалась с «варварским самодержавием». Её престиж, на фоне революции и поражения в русско-японской войне, был невысок. Норвежцы выбрали королём младшего сына наследника датского престола. Но по линии матери Николая II он всё же являлся родственником – двоюродным братом – русскому царю.
Титул «Наследник Норвежский» остался в титуле русского императора как воспоминание о династических притязаниях, которые никогда не были реально близки к осуществлению.
Герцог германских земель
Как было отмечено ранее, российские императоры некогда одновременно были герцогами Гольштейн-Готторпскими. При Петре III, отце Павла I, в состав герцогства входили отдельные территориальные единицы Сторнмарн (Штормарн) и Дитмарсен (Дитмаршен). При этом Данией с 1544 года фактически владела только последняя, но голштинские герцоги подчеркивали своим титулом, что это был незаконный захват. Мы видели, какие изменения произошли в титуле Павла I из-за политики его матери, которая также передала Дании часть герцогства Гольштейн-Готторп, включая Стормарн. Павел не признал эти уступки и восстановил в своей титулатуре титул герцога Стормарна, Дитмарсена и Ольденбурга.
Титул герцога Шлезвига-Гольштейна появился в титуле российских императоров сравнительно поздно. Он основывался как на родовых традициях Гольштейн-Готторпской династии, так и на новых политических обстоятельствах. В 1864 году король Пруссии начал войну с Данией и аннексировал Шлезвиг и Гольштейн. Осенью того же года наследник российского престола великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, женился на датской принцессе Дагмаре (позже ставшей Марией Фёдоровной в России). Чтобы подчеркнуть своё непризнание прусской аннексии владений своего тестя, он добавил в свой титул не только герцогство Гольштейн, но и герцогство Шлезвиг. Тем не менее, в течение пятидесяти лет это не влияло на дружеские отношения между российским и германским императорскими домами.
Последний хан Хорезма: почему он работал ночным сторожем в Кривом Роге
Примечательно, что, в отличие от Норвегии, германские титулы русских царей не всегда были чисто номинальными. Пётр III, помимо России, владел Гольштейн-Готторпским герцогством и даже относился к его интересам с большим вниманием, чем к интересам России. При Екатерине II России до 1773 года де-юре принадлежали герцогства Гольштейн-Готторп и Сторнмарн, а в 1773-1777 годах – Ольденбург и Дельменхорст. В 1793-1818 годах России принадлежал небольшой городок Йевер во Фризии, который Екатерина II унаследовала от брата, принца Ангальт-Цербстского. Позже этот город был подарен Александром I своему родственнику – фактическому герцогу Ольденбургскому. Следует отметить, что все власти и законы в этих мелких немецких княжествах, временно находившихся под русской короной, оставались местными, немецкими.
Детище Троцкого: самые необычные факты о Красной Армии
Голландская экспедиция 1799 года: как британцы предали русских солдат
Самый подлый русский богатырь: что было не так с Алёшей Поповичем
Источник: russian7.ru