В стране свирепствует коррупция. Построено полицейское государство лукашенковского типа. Вождь партии жуликов и воров пакует чемоданы, чтобы заехать назад в Кремль еще на 12 лет. Сотни тысяч людей эмигрируют из России, не видя никаких перспектив для себя и своих детей. Бегство капиталов – под 100 млрд долларов в год.
Партия «Яблоко» продолжает заниматься любимым делом – борьбой с оппозицией. Имея в настоящий момент рейтинг ниже 1%, она проиграла выборы в 2003 (4,5%) и в 2007 (1,5%). Судя по ответу Вишневского, партия никаких уроков не извлекла. Однако, в отличие от нас, собирается участвовать в фарсовых мошеннических выборах. Эти выборы стали окончательным фарсом, а если не преступлением, после того как всем оппозиционным партиям отказали в регистрации.
Господа из «Яблока» на сей раз выдвигают против нас с Рыжковым совершенно абсурдные, лживые обвинения – утверждают, что мы ответственны за залоговые аукционы, за войну в Чечне, за обнищание и антисоциальную политику. Зачем врут – непонятно. Залоговые аукционы проходили в 95-96 годах. Рыжков, будучи членом парламента, за них не голосовал. А я работал губернатором и никакого отношения к ним не имел. Более того, на территории Нижегородской области не было приватизировано по схеме залоговых аукционов ни одного предприятия.
В 97-м году, когда я пришел в правительство, залоговые аукционы были отменены. Это было условие моего прихода в кабинет Черномырдина. Что касается войны в Чечне, то, насколько я помню, партия «Яблоко» не собирала миллион подписей против войны и даже не помогала мне их собирать в Нижнем Новгороде.
По поводу антисоциальной политики. И Рыжкова, и меня многократно избирали люди на тогда еще существовавших выборах. Так что народ уже ответил, какую политику мы проводили тогда. Радует, что все факты о «святости» вождей «Яблока» господин Вишневский подтвердил. У нас с ним различается интерпретация. Например, он подтверждает, что Явлинский голосовал за Путина, но объясняет это чувством благодарности, которое испытывал Явлинский за то, что Путин за ним не следил.
Или, например, Митрохин голосовал за Лужкова, потому что из Кремля позвонили и сказали, что надо голосовать против. Этот аргумент, конечно, сногсшибательный: Кремль внес кандидатуру Лужкова для утверждения в Мосгордуму, а потом позвонил и попросил Митрохина голосовать против. Демонстративная борьба с нами на выборах в Сочи оказывается объясненной тем, что мы должны были покаяться. Весьма экзотичное оправдание.
Вообще, со святостью, по-моему, вопрос исчерпан. Умение признавать ошибки – это, безусловно, признак силы, а не слабости. Я уже говорил, что крупной ошибкой СПС в 99-м году была поддержка Путина. И хотя я и И. Хакамада за него не голосовали, и даже в личном качестве поддержали Явлинского, ответственности с себя я снимать не собираюсь.
Отсутствие новых лиц в партии, нежелание известных людей входить в «Яблоко», а также отсутствие внятной и заметной политической деятельности по восстановлению в стране свободы, законности и народовластия не оставляет никаких шансов этой партии набрать хотя бы 1% на предстоящих выборах. Дальнейшая полемика с нами не просто убийственна, а самоубийственна.
Еще раз, для тех, кто не понял: займитесь делом – борьбой с клептократией, полицейщиной, путинщиной. Прекратите нападки на оппозицию. Репутация мелочных склочников и скандалистов у вас уже есть, лишний раз это доказывать ни к чему. Ваша достойная позиция зимой этого года, после нашего с Яшиным ареста, гораздо более адекватна сложившейся в стране ситуации и вызывала уважение.