Сегодня печальный день. Умер Виктор Степанович. Последний раз я видел его на похоронах Гайдара. Он сильно похудел, осунулся, плохо выглядел. Тогда мы не успели поговорить. Очень жалко.
Я работал с Черномырдиным как в период его губернаторства, так и в правительстве в 97-98 годах. Он был настоящим русским мужиком: с одной стороны, опытным и по-народному мудрым, а с другой – обладал удивительным чувством юмора и фантастическим фольклорным языком.
Сегодня многие ругают 90-е, однако именно Черномырдин в самые тяжелые годы с 1992 по 1998 управлял правительством и не допустил распада страны. В условиях цены нефти 10-15 долларов за баррель и сразу после банкротства СССР это было непросто.
Черномырдин был душевным и добрым человеком, что является большой редкостью для руководителей. Сравните: одни стреляют из танков по школе в Беслане, где гибнут более 300 детей, а он спасал людей в буденновской больнице, рискуя своим рейтингом, понимая, что некоторые будут проклинать его долгие годы.
Мы с Черномырдиным работали слаженно, хотя и возникали конфликты. Мне кажется, что сплав его опыта и мудрости с молодыми, энергичными заместителями был именно тем, что нужно стране с переходной экономикой.
Несмотря на советский опыт, Черномырдин никогда не был «совком». Он разительно отличался от людей своего поколения, понимая недееспособность советской системы и осознавая, что рыночные отношения могут спасти Россию.
Сегодня такой печальный день, что не хочется вспоминать удивительные и смешные истории, связанные с Черномырдиным, но я обязательно их расскажу.