Ростислав Журавлёв: Одна ночь глазами ППС

В ночь с 21:00 до 5:03 я провел дежурство в составе наряда ППС ОП№11 Железнодорожного района Екатеринбурга. Начальник смены заступает на дежурство и проводит инструктаж для личного состава. Полицейские, которым предстоит следить за правопорядком ближайшие двенадцать часов, получают ориентировки и инструкции, доводится оперативная ситуация. В ходе «развода» проверяется готовность экипажей к несению службы: выборочная проверка знаний статей закона «О полиции», а также наличие служебных удостоверений и обмундирования. Учитывая, что ночью должен состояться важный футбольный матч нашей сборной, дежурный предупреждает подчиненных о возможных беспорядках.

21:20. Старшие сержанты Александр Рыжиков и Сергей Шалаев выходят на маршрут патрулирования. Их территория включает железнодорожный вокзал и автостанцию, а также прилегающие дворы и небольшой парк. Учитывая специфику вокзалов, контингент здесь соответствующий. Не проходит и двадцати минут, как полицейские уже направляются к группе бездомных, устроивших пикник на газоне. Бездомных на вокзале очень много, и справиться с ними практически невозможно — приходится гонять с места на место. За время обхода к полицейским обращаются граждане, спрашивая, как добраться до ближайшей станции метро или другого общественного транспорта.

22:30. Подвыпившего мужчину сняли с рейса на северном автовокзале: водитель отказался вести пассажира в состоянии опьянения. Полицейские вмешиваются. Мужчина оправдывается: «У меня сын родился, я диплом получил недавно». Полицейские советуют сдать билеты (автобус к тому времени уже ушел) и сесть на следующий рейс.

22:40. К нам обращается пожилая женщина, плача. Старший сержант Александр пытается прояснить ситуацию. Выясняется, что у пенсионерки сгорел дом, и погибла дочь. «Заберите меня, я не хочу жить», – говорит женщина. Такое заявление настораживает Александра, он просит оставить такие мысли, иначе придется вызывать психиатрическую помощь. Полицейский советует обратиться ей в центры социальной помощи, дает жизненные советы, пытается приободрить женщину. Уже через полчаса женщина встречается вновь с сотрудником ДПС, который предлагает подвезти её до центра социальной и психологической помощи.

23:05. Перемещаемся на вокзал. По пути полицейские выборочно проверяют отдельных граждан, подходящих под ориентировки. Более половины имеют судимости. Разговариваю со старшим сержантом Сергеем об отношении населения к полиции. «А как что-то поменять, – задает риторический вопрос постовой. – У нас больше сорока процентов граждан имеют судимости или подвергались аресту, это все в нашем менталитете». Он добавляет, что для изменения ситуации нужно воспитывать новое поколение с другими идеалами, но на это уйдет много лет. В этот момент внимание полицейских привлекает группа граждан на остановочном пункте, распивающих спиртные напитки. Они объясняют собравшимся, что «пора бы домой» и предостерегают от распития пива в неподобающих местах.

23:07. Снова бомжи — они все, как и предыдущие, «ждут автобус». «Все тут автобус ждут, это стандартная оговорка», – замечает Сергей. Большинство бездомных знакомы полицейским в лицо, они частые «гости» местного отдела полиции, незнакомых переписывают, документов нет. У всех — судимости. «История одна: приезжают за легкими деньгами, ничего не получаются, начинают пить и скатываются на дно», – делится Сергей. – Нужно создавать специальные центры, перенимать опыт Европы, привлекать бездомных к общественным работам, реабилитировать их.

23:39. В беседе с Сергеем Шалаевым обсуждаем разные темы. Он старше своего напарника Александра, имеет семью и сына. Сергей делится желанием завести еще минимум двух детей. Стоит отметить, что мой собеседник оказался весьма образованным в различных областях. Мы обсуждали «новую хронологию истории» академиков Фоменко и Носовского, исчезнувшие древние цивилизации и многое другое. Беседа прерывается из-за мужчины с признаками алкогольного опьянения. Полицейские решают использовать устное предупреждение и профилактическую беседу, но гражданин ведет себя агрессивно. Составляется административный протокол по 20.21 КоАП («Появление в общественных местах в состоянии опьянения»). Гражданин отказывается признавать факт опьянения и подписывать протокол. Теперь придется везти его на медицинское освидетельствование. «Я буду писать Путину!», – заявляет задержанный. Полицейские объясняют, что у него есть право обратиться в прокуратуру и обжаловать действия правоохранителей.

01:01. У привокзальной площади замечены двое пьяных мужчин с признаками побоев: у одного разбита голова. Пояснить они ничего не могут — вызываем скорую помощь. Пока наша сборная сражается с Грецией за выход в плей-офф, в автовокзале еще одна бригада врачей откачивает бомжа с подозрением на черепно-мозговую травму.

01:38. Первый тайм футбольного матча заканчивается, на экране неутешительные цифры 0:1 не в нашу пользу. Полицейские решают сделать небольшой перерыв и заходят в одно из привокзальных кафе выпить кофе. За выданные свободные минуты обсуждаем материальную сторону работы полиции. В целом, сотрудники довольны: зарплаты повысили, «становится полегче», говорит Александр.

01:45. После кофе замечаю одинокого старика, жителя вокзала, который не вписывается в общую картину. Старик идет с небольшой тележкой, на вид опрятный и трезвый, с добрыми глазами. «Наша знаменитость», – отмечает Александр Рыжиков, это бездомный поэт, который живет на вокзале много лет. О нем даже телевидение снимало репортаж. В начале девяностых его выгнали из квартиры, с тех пор он продолжает писать стихи, но средств хватает только на существование.

Останавливаемся у кафе с трансляцией матча. На экране 56-я минута игры, наша сборная по-прежнему проигрывает. Футбол, конечно, посмотреть хочется, но «служба-службой», правоохранители отправляются дальше.

02:40. Сборная России по футболу героически проигрывает. Полицейские вздыхают с облегчением – ночь будет относительно спокойной. Но настроение из-за проигрыша уже подпорчено. «Ну, не умеют играть, значит не надо ездить на чемпионаты!», – расстроено говорит Сергей.

02:50. Прощаюсь с Сергеем и Александром, пересаживаюсь в машину ППС — задержанного мужчину повезут в наркологию на освидетельствование. Улицы удивительно пустые, рация молчит — болельщиков не видно, обещанные гуляния из-за вылета сборной не состоялись.

03:32. Гражданин доставлен в медучреждение. Если тест покажет в его крови алкоголь, ему придется предстать перед судом, который установит степень вины.

05:03. Полтора часа требуется врачам, чтобы принять задержанного. Полицейские выходят из здания наркологии с результатами тестов: факт употребления алкоголя установлен, но явных признаков опьянения не выявлено. Мужчина успел отрезветь. «Мы больше занимаемся оформлением бумаг», – отмечает полицейский. Задержанного отпускают с копией протокола на руках, показывают путь до ближайшей остановки транспорта. Машина уезжает в участок. Так заканчивается ночь для экипажа ППС.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы